Игра как способ развития и психологической помощи детям

Игра как способ развития и психологической помощи детям

Привычное занятие ребенка — это игра. Данная деятельность больше всего соответствует его возрасту и интересам, она имеет для него огромный смысл. Игра выступает одним из уникальных способов психологической коррекции, воспитания и обучения детей. Она позволяет превратить процесс их развития в нечто интересное и привлекательное. В игре ребенок вырабатывает навыки и умения, необходимые ему в обычной жизни.

Чем полезна игра?

Пожалуй, невозможно найти ребенка, который не любит играть. Для детей это занятие является вполне естественным. Большую часть времени дошкольники проводят, играя. В чем же заключается волшебная сила игры?

  1. Играя, ребенок получает положительные эмоции, радость и удовольствие от самого процесса.
  2. В игре легче всего установить доверительный контакт с ребенком.
  3. Игры помогают детям оттачивать навык общения со сверстниками и взрослыми.
  4. Игра является «окном» в мир взрослой жизни. В ней происходит становление целенаправленной деятельности.
  5. Она оказывает огромное влияние на умственное развитие малышей, помогает в улучшении речевых навыков, внимания, памяти.
  6. Игра развивает творческое мышление, креативность.
  7. В игре ребенок нередко воспроизводит те проблемы и трудности, которые его беспокоят, как бы «прорабатывая» их. В этом состоит целительный эффект игровой терапии — она позволяет снизить влияние таких неприятных эмоций, как страх, агрессия, раздражительность и т.п.

Игра как метод психотерапии

Дети и подростки, как правило, с удовольствием вовлекаются в игровую деятельность, потребность в которой заложена в них самой природой. И если присмотреться к тому, как ребенок играет, легко можно обнаружить, что в его игре очень явно отражаются его основные внутренние проблемы — то есть, то, что беспокоит его больше всего. А порой и то, что он пока еще не может выразить словами: свое эмоциональное состояние, страхи и психологические травмы.

Все дело в том, что игра зарождается во внутренней жизни ребенка, в его психике. Сюжет и замысел игры, основные роли и персонажи — все это выступает отражением его внутреннего мира. Благодаря такому свойству игровой деятельности она становится доступной для психологического анализа и интерпретации.

Таким образом, через игру психотерапевт как бы проникает во внутренний мир ребенка. Игра позволяет ему увидеть, распознать и осмыслить те внутренние проблемы, которые беспокоят малыша, а также попытаться установить причины, по которым они могли возникнуть.

«Целительный эффект» игровой терапии обеспечивается другой особенностью игры как специфического вида деятельности. В ней ребенок может избавиться от чрезмерного психического напряжения, «выплеснуть» наружу все неприятные эмоции и переживания, которые давят на него.

Особенности проведения игротерапии

Игротерапия представляет собой метод психотерапии, который направлен на снижение эмоционального стресса при помощи различных выразительных и дающих пищу для воображения игровых принадлежностей.

Ребенок играет везде: и дома, и в детском саду, и на улице со сверстниками. Но игра в кабинете психолога имеет ряд характерных особенностей. Здесь практически нет никаких заранее установленных правил и ограничений. Ребенок является творцом игры, и создает ее он сам.

Приходя в кабинет психолога, работающего методами игровой терапии, малыш попадает в «волшебный мир», в котором самые простые игрушки обладают неограниченными возможностями. Для этого у специалиста обычно подготовлена целая коллекция различных профессионально продуманных игровых принадлежностей.

В чем же заключается особенность предметов, используемых для игровой терапии?

  1. Важно, чтобы ребенку было удобно брать их в руку.
  2. Они не должны быть хрупкими, чтобы не вызывать у малыша переживания, связанные с тем, что он может как-либо повредить их.
  3. Необходимо, чтобы материал, из которого изготовлены эти предметы был различным. Это требование обусловлено тем, что выбор ребенком игрушек из того или иного материала также выступает дополнительным диагностическим моментом. То же самое касается и цветового оформления предметов.
  4. В коллекции обычно присутствуют как реалистичные предметы, так и игрушки, символизирующие фантастические образы. Тематика игровых принадлежностей, как правило, также разнообразна. Более того, игрушки могут быть целыми или поломанными, старыми и новыми, красивыми или устрашающими и т.п.

Особое внимание при анализе игры ребенка специалисты уделяют следующим моментам.

  1. На каких предметах для игры останавливается выбор малыша?
  2. В чем заключается сюжет придуманной им игры? В чем его особенности?
  3. Как эти особенности могут быть связаны с психологическими трудностями, которые испытывает ребенок?
  4. Каким образом игра заканчивается (к примеру, трагичный или счастливый конец)?
  5. Каким способом персонажи решает проблемы и трудности в ходе игры (например, пассивно подчиняются им, или выбирают агрессивные действия; просят о помощи или пускаются в «бегство» и т.п.)?
  6. Какие чувства и эмоции сопровождают игровой процесс? Как именно они выражаются ребенком?

При групповой работе специалист также анализирует то, как распределяются роли в группе, как осуществляется взаимодействие между участниками игры, как распределяются игровые предметы и т.п.

При совместной работе со всей семьей важную роль играет и поведение родителей в процессе игры. Блокируют ли они инициативу ребенка или предоставляют ему полную свободу действий? Вовлечены ли они в процесс? Или, возможно, пытаются играть вместо самого ребенка?

Польза игровых методов обучения

Игра является не только эффективным методом психотерапии, не меньшую пользу она несет и для процессов развития и обучения детей всех возрастных категорий (и даже взрослых).

Игра способна увлечь и занять внимание ребенка, благодаря чему монотонная деятельность, связанная с запоминанием, повторением и усвоением информации приобретает положительный эмоциональный окрас. Это, в свою очередь, приводит к активизации всех психических процессов у ребенка.

Другой положительный эффект игры заключается в том, что она благоприятствует практическому применению полученных знаний в новой для малыша ситуации. Таким образом, дети усваивают материал посредством своеобразной практики, делающей процесс развития эффективным и разнообразным.

Иконка просмотров 482
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 164977

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

температура без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 161521

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 117308

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 87552

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

Температура у новорожденного ребенка
23.09.2014
Иконка просмотров 65990

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 65734

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 65051

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 60599

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 57121

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 55832

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Ритм и тип дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 49005

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 48133

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

Заказать обратный звонок