Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

Развитие речи — это процесс, тесно связанный с созреванием мозга. Он возможен только благодаря общению ребенка со взрослым и его активному взаимодействию с окружающим миром. Этот процесс является сложным и включает в себя множество этапов.

Так, прежде чем ребенок научится говорить, он должен овладеть навыком понимания обращенной к нему речи. Для этого ему нужно усвоить соотнесенность предметов и их словесных обозначений. Помимо прочего, младенцу необходимо натренировать свои артикуляционные мышцы для того, чтобы он мог отчетливо произносить звуки, из которых впоследствии будут складываться слова.

Как помочь ребенку в освоении всех этих навыков? Как создать условия, необходимые для развития речи? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Развитие речи в норме

В широком смысле речевое развитие начинается с момента рождения и не прекращается на протяжении всей жизни. Однако особенно активно оно протекает в раннем детстве.

Уровень речевого развития ребенка принято отслеживать в динамике. Для каждого возрастного этапа существуют определенные нормы, ориентируясь на которые родитель может оценить успешность овладения речью.

  • 11 месяцев — ребенок может произносить три «лепетных» слова, соотнося их при этом с каким-либо конкретным объектом.
  • 12 месяцев — понимает несложную инструкцию, дополненную жестами.
  • 15 месяцев — может произносить шесть слов и понимать инструкцию уже без жестов.
  • 18 месяцев — словарь расширяется до 7—20 слов; ребенок по просьбе может указать на часть тела (хотя бы одну).
  • 22 месяца — произносит фразы, состоящие из двух слов; указывает на три части тела.
  • 2 года — расширение словаря до 50 слов; может составить предложение из двух слов; понимает инструкцию, подразумевающую два действия.
  • 2,5 года — адекватное использование местоимений «я», «мне», «ты»; зарождается представление о том, что означает слово «один».
  • 3 года — словарный запас включает порядка 250 слов; ребенок умеет составлять предложения из трех слов, по просьбе может назвать свое имя, возраст и пол, а также выполнить простые указания (например: «Положи игрушку в коробку»).

Детей, устойчиво отстающих от нормы на один возрастной этап, включают в группу риска. Ребенок в возрасте 2,5 лет, не использующий в своей речи фразу, нуждается в консультации детского невролога и логопеда.

Диагностика

Работу, направленную на развитие речи ребенка, лучше всего начинать с диагностики актуального уровня ее развития. Проводит такую диагностику логопед в тесном сотрудничестве с детским-психологом и неврологом. Специалисты оценивают уровень речевого развития ребенка, мелкую моторику, слух. При оценке уровня речевого развития учитываются следующие критерии:

  • понимание речи;
  • уровень активного словаря;
  • речевое подражание;
  • произношение звуков, артикуляция;
  • потенциальная способность составлять фразы и предложения их двух слов.

Рекомендации по развитию речи ребенка

Рекомендации по развитию речи ребенкаРазвитие речи зависит от множества различных факторов. Воздействуя на эти факторы, родители могут создать благоприятную среду для возникновения у ребенка потребности в говорении. Вот некоторые рекомендации, которые помогут в этом.

Создайте условия для возникновения речи

Если ребенок уже обладает «пассивным» словарным запасом, если он слышит и понимает все, что говорят ему родители, но сам при этом еще не говорит (или может произносить лишь отдельные слова, такие «мама», «баба», «папа», но не более), то скорее всего отсутствует поле для формирования его речи. Так может происходить, если:

  • Ребенок имеет беспрепятственный доступ ко всем игрушкам, маминой сумке и другим предметам. Ему не нужно обращаться за помощью к взрослым, чтобы их заполучить.
  • Взрослые постоянно называют предметы за ребенка, жалея его и стараясь ему помочь, однако тем самым они лишают ребенка возможности проявить речевую инициативу.

Все эти факторы тормозят развитие речи. Они препятствуют возникновению потребности и мотива для говорения. Наличие «речевого поля» является важнейшим условием для того, чтобы ребенок заговорил. Разберем подробнее, что нужно делать, чтобы организовать это поле.

  1. Создайте между собой и ребенком некоторое пространство из тишины. Обычно родитель, не задумываясь, стремится заполнить тишину при общении с ребенком. Он называет ему предметы, придумывает различные истории, то и дело обращается к нему, привлекая его внимание. И часто случается так, что для самого ребенка и его инициативы места в этом пространстве в итоге уже не остается. Попробуйте просто помолчать.
  2. При этом вы должны находиться в контакте с ребенком и не игнорировать его. Показывайте своим взглядом, мимикой и жестами (например, кивком головой), что вы видите и слышите ребенка и что ваше внимание направлено на него. Тогда появится пространство для говорения.
  3. Продолжайте молчать, даже если ребенок требует, чтобы вы назвали ему какой-либо предмет. Улыбайтесь и не забывайте поддерживать контакт, тем самым невербально показывая свои ожидания по поводу того, что ребенок сделает это самостоятельно.

На изменения привычной ситуации, в которой до этого момента мать всегда озвучивала слова за него, ребенок может отреагировать злостью. Это вполне нормальная и естественная реакция. Постарайтесь не включаться в эту злость, не реагировать на нее и сохранять спокойствие. Очень скоро ребенок поймет, что привычный ход событий изменился, тогда он проявит свою инициативу и заговорит.

Говорите правильно

Пытаясь найти «общий язык» с младенцем, родители часто уподобляются ему в своей собственной речи. Они начинают искажать произношение и повторять слова, которые используют их дети. Однако такой подход не стимулирует развитие речи, поскольку в данном случае ребенок не получает от родителя «образцов» того, как нужно говорить.

Разговаривая с ребенком, старайтесь не искажать слова, чтобы он мог усвоить их правильное произношение. Придайте вашей речи эмоциональность с помощью выразительных средств: пантомимики, мимики и жестов. Эмоционально окрашенная речь лучше воспринимается детьми.

Важность похвалы

Не забывайте хвалить ребенка за проявления речевой инициативы, например, когда он пытается повторить за вами какое-то слово или назвать какой-либо предмет. Пускай ребенок почувствует ваше одобрение. И тогда у него появится мотивация для того, чтобы говорить.

Иконка просмотров 1
Похожие публикации
Моральная подготовка ребенка к началу школьного года
16.09.2021

Моральная подготовка ребенка к началу школьного года

Первое сентября для многих детей – испытание. Позади летняя вольница, впереди – нелегкая школьная жи...

Воспаление среднего уха у детей
30.07.2015

Отит, воспаление среднего уха у детей. Причины, симптомы, лечение

Возбудителями отита являются стрептококки, пневмококки, стафилококки и другие виды микробов. У ребен...

Безопасная стирка детской одежды
07.09.2016

Безопасная стирка детской одежды

Детская одежда требует частой стирки, так как дети пачкаются во время еды, игры на улице, а также сл...

Нарушения, изменения аппетита. Анорексия, булимия у детей
05.09.2015

Нарушения, изменения аппетита. Анорексия, булимия у детей

Аппетит — очень широкий и универсальный критерий состояния здоровья ребенка. Чаще жалуются на пониже...

Норовирусная инфекция у детей
30.07.2015

Норовирусная инфекция у детей

Норовирус — это одна из разновидностей энтеровируса, вызывающая острую кишечную инфекцию. Передается...

Импортные вакцины для детей, сравнить с отечественными, российскими
07.09.2015

Импортные вакцины для детей, сравнить с отечественными, российскими

Мельниченко Л.А., главный врач детской поликлиники «Маркушка». Вакцинация детей обесп...

Evidence-Based Practice
30.07.2015

Инфекция мочевыводящих путей у ребенка

Инфекция мочевыводящих путей у ребенка, детей Чаще всего в роли возбудителя воспалительных заболева...

Ребенок и музыка
16.09.2021

Ребенок и музыка

Музыкальное образование никогда не бывает лишним. Всем известно о пользе музыкальной грамоты: знание...

Заказать обратный звонок