Основные этапы в развитии ребенка

Основные этапы в развитии ребенка

Рождение ребенка несомненно является волнительным и радостным событием для каждой семьи. Однако поначалу многие родители сталкиваются с сильным стрессом, связанным с отсутствием знаний о развитии ребенка и сопутствующих ему возрастных кризисах. Многие задаются вопросом: «Нормально ли развит для своего возраста мой ребенок?». Разобраться в этом вопросе поможет ознакомление с характеристиками основных этапов развития детей.

Младенчество (от рождения и до года)

Младенчество — это очень важный период в развитии ребенка, который во многом определяет весь его дальнейший ход. Ниже перечислены основные критерии, по которым родители могут определить, протекает ли развитие малыша нормально или для него характерны какие-либо отклонения от нормы.

О нормальном развитии говорит наличие навыка «социальной улыбки», то есть улыбки, возникающей в ситуациях общения. Также об этом свидетельствует наличие вокализации: гуления, гуканья, лепета. Так, при взаимодействии со взрослым здоровый малыш активно издает различные звуки, сопровождаемые двигательными реакциями и общим оживлением. Отсутствие или недостаток вокализации могут являться признаком задержки речевого развития.

Кроме того, в это время наблюдается интенсивное развитие вкуса, обоняния, тактильной чувствительности, зрения и слуха. Основной деятельностью малыша, начиная с двухмесячного возраста, становится эмоциональное общение с матерью. Он еще не в полной мере овладел речью, поэтому взаимодействует со взрослыми посредством эмоциональных реакций.

На первом году жизни происходит активное развитие мелкой и крупной моторики. В шестимесячном возрасте малыш научается захватывать предметы, постоянно тянется к игрушкам, интересующим его. Он уже умеет поднимать головку и, лежа на спине, самостоятельно переворачиваться на живот или на бок. Начиная с девяти месяцев совершенствуется навык ползания, малыш учится стоять и ходить с поддержкой. А к году он становится способным преодолевать небольшие расстояния, не прибегая к поддержке.

Задержка в формировании основных моторных навыков может быть связана с нарушением мышечного тонуса и нормального развития ребенка, что требует консультации детского невролога.

Раннее детство (1—3 года)

В раннем детстве наблюдается усиленное развитие речи, расширение словарного запаса. Ребенок научается говорить короткими предложениями. Его слова часто принимают причудливые формы. Общение с близкими и знакомыми взрослыми достаточно эмоционально. При взаимодействии с ними малыш радуется и проявляет открытость. Однако незнакомых людей он все еще стесняется, может долго привыкать к ним и не идти на контакт.

В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Основным занятием становится манипулирование различными предметами. Развивается память, внимание, восприятие, мышление. Однако малыш еще не способен к длительному удержанию внимания на одном предмете, он часто отвлекается и быстро утомляется.

Насторожиться родителям следует в случаях, когда трехлетний ребенок не проявляет интереса к игрушкам и сверстникам, а также избегает зрительного контакта. Такие проявления могут указывать на наличие аутизма и требуют посещения невролога.

Дошкольное детство (3—6 лет)

Основным занятием ребенка, в контексте которого его развитие в этот период протекает наиболее интенсивно, становится сюжетно-ролевая игра, связанная с моделированием действительности. Активно развиваются навыки рисования и конструирования. Для ребенка характерна общая любознательность и хорошее воображение. Он становится способным мыслить в уме, в частности, соотносить действия и их результат. Представление о времени и пространстве все еще ограничено.

Эталоном поведения в разнообразных ситуациях выступает взрослый. Так, дошкольники часто копируют поведение своих родителей. В их лексиконе также закрепляются слова «хочу» или «не хочу», «я сам», родители сталкиваются с первыми капризами, что свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.

Консультации специалиста в этом возрасте требуют случаи, когда ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, работоспособностью, а также эмоциональные и коммуникативные затруднения. Указывать на нарушение развития может неспособность запомнить собственное имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессию.

Младший школьный возраст (6—11 лет)

Этот возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальной сферы, навыков самоконтроля, произвольного внимания и памяти, связанным с поступлением в школу. Ведущей становится учебная деятельность. Ребенок уже хорошо ориентируется в окружающем пространстве, умеет действовать по образцу.

Он стремится самоутвердиться и получить признание как со стороны взрослых, так и от сверстников. Активно развиваются навыки коммуникации, устанавливаются дружеские контакты.

Подростковый возраст (11-14 лет)

У подростков на первый план выходит общение со сверстниками. Наблюдаются реакции группирования и эмансипации, желание подражать взрослым, озабоченность своим внешним видом и возрастание интереса к противоположному полу.

В подростковом возрасте начинает формироваться самосознание, собственная система взглядов и ценностей. Подростки стремятся к самостоятельности и пытаются высвободиться из-под опеки взрослых, следствием чего могут являться частые конфликты, провокационное и вызывающее поведение. Этому также способствует яркость, подвижность их эмоциональной сферы и быстрая утомляемость, связанные с гормональной перестройкой организма.

Старший школьный возраст (14-18 лет)

В этот период ребенок становится практически взрослым. Он в полной мере овладевает навыками самоконтроля и саморегуляции, устремляется в будущее, начинает строить жизненные планы, стремится найти собственное место в жизни, выбрать будущую профессию. Он усваивает свою половую роль, расширяет диапазон социальных ролей и интересов, принимает свою внешность и ее особенности, формирует образ самого себя.

Иконка просмотров 7939
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 164862

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

температура без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 161417

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 117146

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 87442

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

Температура у новорожденного ребенка
23.09.2014
Иконка просмотров 65945

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 65641

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 65030

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 60526

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 57013

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 55644

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Ритм и тип дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 48946

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 47987

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

Заказать обратный звонок