Общее недоразвитие речи: что это и как оно возникает?

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи — это нарушение, связанное с недостаточным уровнем сформированности различных речевых компонентов, включая словарный запас (лексику), грамматику, звукопроизношение (фонетику), фонематический слух (дифференцирование звуков). Установлено, что недоразвитие речи негативно сказывается на развитии ребенка в целом, затормаживая этот процесс. Так, например, у школьников подобные нарушения могут становиться препятствием для освоения чтения и письма.

Описание патологии

Исследования показывают, что большинство детей с недоразвитием речи:

  • поздно произносят свои первые слова и фразы;
  • обладают недостаточным лексическим запасом;
  • имеют стойкие грамматические ошибки в речи и недостатки в произношении звуков;
  • испытывают сильные затруднения в процессе овладения связной монологической речью;
  • плохо различают обращенную к ним речь при отсутствии проблем со слухом.

Степень недоразвития речи у детей может быть различной: начиная от небольших нарушений в лексико-грамматическом построении речи и заканчивая полным отсутствием речевых средств общения. Коррекцией данной патологии занимается логопед совместно с неврологом, отоларингологом и другими специалистами.

Уровни речевого развития при данной патологии также могут варьировать. Последовательно рассмотрим каждый из них подробнее.

Первый уровень

На этом, самом низком, уровне в арсенале ребенка полностью отсутствует общеупотребительная речь. В младенческом возрасте такие дети не лепечут, у них не развивается звукоподражание. Подобное речевое поведение появляется у них только по достижению 3-4-летнего возраста. Такой ребенок склонен выражать свои пожелания и просьбы к родителям посредством мимических движений, жестикуляции и лепета.

При этом обращенную к ним речь малыши с первым уровнем речевого развития понимают лучше, чем пользуются своей собственной. Однако такая закономерность наблюдается лишь в хорошо знакомых для ребенка ситуациях. В целом же, в восприятии обращенной речи также присутствуют определенные дефекты: способность к усвоению лишь тех инструкций, которые обращены лично к ним, снижение объема внимания и памяти.

Еще одной специфической особенностью в поведении детей с первым уровнем развития речи выступает «речевой негативизм». Суть этого феномена заключается в том, что в ответ на просьбы родителей и других взрослых сказать что-либо или повторить, малыш начинает замыкаться в себе и всячески избегать контакта.

Второй уровень

Здесь уже обнаруживаются зачатки общеупотребительной речи часто в виде фраз, состоящих из трех-четырех слов, используемых в искаженной форме. Из-за этого речь малыша становится непонятной для слушающих ее. Чтобы разобрать, что говорит ребенок, окружающим нередко бывает необходим перевод матери.

Такие процессы как образование и изменение слов на этом уровне еще не доступны ребенку. Строя предложения, он использует слова исключительно в начальной форме, с большими усилиями усваивает употребление предлогов, абстрактных понятий, антонимов и синонимов. Обладает весьма ограниченным словарным запасом, что выражается в незнаний названия многих предметов, частей тела, животных и их детенышей и т.п.

При рассказе о чем-либо такие дети просто перечисляют события, действия или предметы. Им довольно трудно пересказывать что-то связно. Помимо этого, отмечаются искажения в произношении большого числа звуков (до 20).

Третий уровень

Отличается появлением развернутой фразовой речи. Повышается активность ребенка в речевом общении. Используются не только простые, но и сложно построенные предложения. Однако, чем активнее начинает говорить малыш, тем больше искажений обнаруживается в его речи. При этом на первый план выступают грамматические и фонетические ошибки, а также нехватка словарного запаса. Возможны искажения в произношении 6-8 звуков. Фонематический слух также недоразвит.

Структура речи может страдать в связи с пропусками определенных слов и слогов или их перестановкой. По-прежнему присутствуют трудности при употреблении предлогов, несформированность навыков словоизменения и словообразования. При пересказе какого-либо сюжета он передается не в полной мере, нелогично или непоследовательно.

Четвертый уровень

На четвертом уровне наблюдаются лишь остаточные явления, связанные с недоразвитием лексических, грамматических, фонетических и фонематических компонентов речи. Обнаруживаются они нередко лишь посредством проведения углубленного обследования.

Возможно наличие таких нарушений, как:

  • ошибки в произношении слов, состоящих их труднопроизносимых слогов;
  • проблемы в усвоении новой лексики, структурно осложненных слов;
  • вялость артикуляции;
  • нехватка выразительности в речи;
  • нечеткость дикции, «смазанность» речи;
  • лексические ошибки при подборе синонимов и антонимов;
  • неточное понимание и употребление пословиц, слов и фраз в переносном, метафорическом значении;
  • затруднения, связанные с передачей логической последовательности высказываний;
  • сложность освоения диалогической и монологической речи.

Причины общего недоразвития речи у детей

Многие специалисты связывают недоразвитие речи у детей с поражением нервной системы в период нахождения плода в материнской утробе, при родах или на протяжении первых лет жизни (до начала формирования первых речевых навыков).

Такое поражение быть обусловлено следующими причинами:

  • воздействие инфекционных агентов;
  • интенсивный токсикоз;
  • наличие у беременной матери тяжелых общих заболеваний;
  • возникновение резус-конфликта;
  • развитие гипоксии плода;
  • тяжелое течение родов (асфиксия, травмирование новорожденного).

Не менее важны и социально-психологические факторы, такие как климат и отношения в семье, наличие у ребенка речевого образца для подражания и др. Поэтому нередко при задержках развития речи у детей полезным оказывается посещение семейного и детского психолога.

Иконка просмотров 236
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 164973

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

температура без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 161516

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 117303

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 87547

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

Температура у новорожденного ребенка
23.09.2014
Иконка просмотров 65989

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 65729

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 65050

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 60596

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 57117

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 55827

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Ритм и тип дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 49003

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 48128

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

Заказать обратный звонок