Нарушения речи — серьезное препятствие для развития ребенка. На речи завязано множество функций, социальных навыков, которые при речевых дефектах «притормаживают» все вместе.
Виды речевых нарушений
Врачи разделяют все расстройства речи на две большие группы – устные и письменные. В случае с малышом речь идет о нарушении устной речи. Дефекты могут быть следующими:
- дисфония, или расстройство произношения, тона, голосового тембра;
- дизартрия – нарушение, возникающее из-за нарушения хода нервных импульсов вследствие болезни или травмы;
- брадилалия, тахилалия – неестественное замедление, ускорение темпового ритма речи;
- заикание, судороги при говорении;
- ринолалия – проговаривание «в нос»;
- алалия, или полное отсутствие речи;
- неправильное произношение шипящих, свистящих, сонорных, твердых звуков и т.д.
Речь ребенка – это условие и показатель полноценного общего развития. Развиваться речь малыша может только в общении со взрослым человеком, поэтому задача родителей с рождения – обеспечить младенцу правильную среду для формирования речевых навыков.
Последствия нарушений речи
Детский мозг пластичен, эта пластичность может иметь положительное или отрицательное направление – то есть, развитие или деградацию. При выпадении одних функций мозг стремится компенсировать потерю, активно забирая ресурсы других функций – это так называемая компенсация, которая приводит к нарушению общего развития ребенка, соматическим заболеваниям.
Вы замечали, что ваш дошкольник или младший школьник бывает усталым уже после пробуждения, плохо запоминает новую информацию, не может сосредоточиться на одной задаче? Наверняка у него есть некоторые речевые нарушения, на которые вы не обращаете внимания. Даже незначительные отклонения в произношении звуков приводят к компенсации этого дефекта за счет активности, когнитивных функций. Результат – притормаживание развития, незрелость психоэмоциональной сферы.
При длительном дефекте такое положение дел может вызвать психосоматические патологии. И гадайте потом, откуда у ребенка проблемы с сердцем, гастрит или энурез, когда видимых причин нет.
Речь и воображение
Дошкольник может словами описывать объекты и сюжеты, которых даже никогда не видел. При речевых расстройствах ребенок трудно оперирует определениями, не может описывать выдуманные объекты или сюжеты. Его мышление направлено на конкретный Нарушения речи — серьезное препятствие для развития ребенка. На речи завязано множество функций, социальных навыков, которые при речевых дефектах «притормаживают» все вместе.
Виды речевых нарушений
Врачи разделяют все расстройства речи на две большие группы – устные и письменные. В случае с малышом речь идет о нарушении устной речи. Дефекты могут быть следующими:
- дисфония, или расстройство произношения, тона, голосового тембра;
- дизартрия – нарушение, возникающее из-за нарушения хода нервных импульсов вследствие болезни или травмы;
- брадилалия, тахилалия – неестественное замедление, ускорение темпового ритма речи;
- заикание, судороги при говорении;
- ринолалия – проговаривание «в нос»;
- алалия, или полное отсутствие речи;
- неправильное произношение шипящих, свистящих, сонорных, твердых звуков и т.д.
Речь ребенка – это условие и показатель полноценного общего развития. Развиваться речь малыша может только в общении со взрослым человеком, поэтому задача родителей с рождения – обеспечить младенцу правильную среду для формирования речевых навыков.
Последствия нарушений речи
Детский мозг пластичен, эта пластичность может иметь положительное или отрицательное направление – то есть, развитие или деградацию. При выпадении одних функций мозг стремится компенсировать потерю, активно забирая ресурсы других функций – это так называемая компенсация, которая приводит к нарушению общего развития ребенка, соматическим заболеваниям.
Вы замечали, что ваш дошкольник или младший школьник бывает усталым уже после пробуждения, плохо запоминает новую информацию, не может сосредоточиться на одной задаче? Наверняка у него есть некоторые речевые нарушения, на которые вы не обращаете внимания. Даже незначительные отклонения в произношении звуков приводят к компенсации этого дефекта за счет активности, когнитивных функций. Результат – притормаживание развития, незрелость психоэмоциональной сферы.
При длительном дефекте такое положение дел может вызвать психосоматические патологии. И гадайте потом, откуда у ребенка проблемы с сердцем, гастрит или энурез, когда видимых причин нет.
Речь и воображение
Дошкольник может словами описывать объекты и сюжеты, которых даже никогда не видел. При речевых расстройствах ребенок трудно оперирует определениями, не может описывать выдуманные объекты или сюжеты. Его мышление направлено на конкретный объект, но при скудности словарного запаса малыш не может придумать дополнительные описания свойств этого предмета.
Эмоциональность
Дети с расстройствами речи демонстрируют небогатую эмоциональность. У многих детей отсутствует мотивация к общению, при говорении не соблюдается интонация.
Развитие эмпатии также завязано на речевой возможности, как и речь способствует умению сопереживать, сочувствовать. Бедность речи – уплощенная эмоциональность, что проявляется в поведении ребенка, отношении к другим.
Физическое, психическое развитие
Низкий уровень адаптации к экстремальным ситуациям говорит об органическом поражении головного мозга, вследствие чего может запаздывать речь. Такие детки быстро мерзнут или потеют, их преследует усталость и тошнота от нагрузок. Состояние не позволяет активно познавать мир, учиться, воспринимать новую информацию, получается замкнутый круг с вынужденным ограничением речевого и общего развития.
Со стороны психической сферы могут наблюдаться повышенная раздражительность, гипервозбудимость. Дети не реагируют на замечания, способны бегать, кричать без смысла, часто имеют плохое настроение, плаксивость.
Страдает мышление, а именно:
- внимание;
- восприятие;
- память.
Дети-молчуны избегают не только общения, но и занятий, разговорных игр, творчества, что только усугубляет ситуацию с речевым развитием.
Когда нужна помощь специалиста
Если ребенок не заговорил в два года и позже, ему необходима помощь профессионалов и сильная поддержка родных. Любые дефекты речи, картавость, шепелявость – повод для консультации с детским неврологом или врачом-логопедом.
Но не стоит забывать вот о чем. Когда малыш после периода речевой задержки начинает говорить без помощи врача, он также нуждается в профессиональной поддержке. Пострадавшие в результате такой компенсации функции вскоре проявятся неполадками в здоровье, ментальном развитии, обучении.
Дети разные. Один ребенок легко восстановится, другой может и не «вывезти». Чтобы эффективно помогать, необходимо знать нормы, особенности возраста, владеть техниками нейропомощи, логопедической работы. Это может обеспечить только специалист-логопед, миофункциональный терапевт, невролог.
Пассивно ждать нецелесообразно, ведь развитие ребенка – процесс быстрый и постоянный, он нуждается в поддержке уже сейчас. Помогите своему малышу заговорить вовремя и правильно, проконсультируйтесь со специалистом и будьте активным воспитателем!