Умственное, интеллектуальное (когнитивное) развитие детей

Родившись на свет, каждый ребенок будет развивать свои навыки в пяти наиболее важных областях:

  • двигательные навыки (сидеть, ходить, бегать, прыгать и т.д.)
  • навыки мелкой моторики (хватание предметов, письмо, рисование и т.п.)
  • когнитивные навыки (интеллект, обучение)
  • языковые навыки (понимание и произнесение слов и предложений)
  • социальные навыки (взаимодействие со сверстниками и со взрослыми).

Для полноценного физического и умственного развития детей желательно не только участие родителей, но и специалистов (например, комплексные осмотры в многопрофильном медицинском центре).

Рассмотрим, как постепенно развиваются навыки умственного развития, а также способы стимулирования этого развития. Когнитивное развитие – это развитие всей психической деятельности для получения, хранения, поиска и использования полученных знаний. Когнитивные процессы включают в себя восприятие, обучение, память, речь и мышление. Основы всех этих навыков дети приобретают еще при рождении, но постепенно навыки будут развиваться.

0-6 месяцев

Родившись, ребенок начинает быстрыми темпами расти. В период первого полугода он уже начинает интересоваться всем, что его окружает. Он способен распознавать людей и объекты, отличать день и ночь, и координировать некоторые свои действия (например, схватить предмет, чтобы отправить его в рот).

Для стимулирования умственного развития ребенка в этот период его жизни можно выполнять следующие действия:

  • положить его на животик и позволить ему попробовать поймать и схватить некоторые предметы, которые будут падать рядом с ним
  • сделать для него доступными предметы, окрашенные в яркие цвета
  • говорить с ним о тех действиях, которые вы производите
  • знакомить его с окружающей средой дома, в парке, на улице.

6-12 месяцев

После 6 месяцев ребенок в своем поведении начинает проявлять некоторые намерения и у него устанавливаются некоторые причинно-следственные связи. Например, «я вижу бутылочку, значит – это молоко». Он любит игры, в которых надо найти спрятанную игрушку. Он может найти игрушку, которая случайно упала из его кроватки на пол. Он может попытаться найти определенную игрушку среди прочих в ящике для игрушек, а также поискать ее под ящиком.

Для этого возраста подходят, например, следующие мероприятия:

  • возьмите небольшие пластиковые коробочки, например, из-под йогуртов; затем покажите ребенку, как в них можно положить небольшие деревянные кубики
  • возьмите металлические крышки для банок и вставьте в них интересные для него фотографии или картинки
  • посадите ребенка в детский стульчик, дайте ему два непрозрачных контейнера и спрячьте в один из них какой-то предмет; попросите его найти этот предмет
  • прячьте предметы под одеялом, простыней или полотенцем — дети в таком возрасте очень любят находить спрятанные предметы.

1-2 года

В этот период ребенок начинает понимать, что некий предмет существует вне зависимости от того, видит он его в данный момент или нет. Он способен узнавать себя в зеркале, в играх имитирует ситуации повседневной жизни, меняет функции предметов. Он способен связать реальный предмет с его изображением на картинке или фотографии. Он может также, по требованию, показывать на различные части тела, и определять то место, где он сейчас находится.

Для этого возраста подходят следующие мероприятия:

  • играйте с ребенком в зеркало; можно использовать специальные краски или карандаши и раскрашивать ему лицо
  • используйте различные куклы или фигурки и играйте с ними в игры, имитирующие повседневную жизнь (еда, сон, прогулка и т.п., этот метод может помочь ребенку понять некоторые вещи, например, как он любит спать или гулять, что он любит есть)
  • сделайте самостоятельно (или используйте готовые) альбомы с изображением повседневной жизни; например, туда можно вставить снимки продуктов питания, животных, предметов быта, знакомых людей; оставьте этот альбом ребенку, чтобы он его рассматривал; если вы сделаете альбом своими руками, это будет еще лучше, поскольку вы можете вставить туда изображения тех предметов, которые ему уже знакомы — изображения любимого домашнего животного, его игрушек, его тарелочки и т.п.
  • во время принятия ванны говорите ребенку, что вы хотите сейчас сделать, например: «давай помоем животик, а где он у тебя находится?».

2-3 года

В этом возрасте ребенок получает удовольствие от того, что начинает рисовать каракули и очень любит называть новыми именами людей и животных. Он может понять разницу между двумя похожими предметами и рассказать о ней. Он различает большие и маленькие предметы. У него возникают понятия о пространственном расположении предметов: «в», «около», «выше» и «ниже».

В этом возрасте можно делать следующее:

  • попросите ребенка сосчитать кусочки фруктов на его тарелке, количество предметов на столе, количество пуговиц на его одежде; начинайте считать с двух предметов, постепенно увеличивая их количество
  • научите ребенка говорить, сколько ему лет и показывать это на пальчиках
  • попросите его называть все изображенные в книжке предметы; спросите, какие из изображенных предметов маленькие, а какие большие
  • используйте движения, развивающие психомоторную деятельность (например, можно попросить ребенка пробраться под столом)
  • развивайте пространственные представления, возьмите несколько больших емкостей (например, картонных коробок) и попросите ребенка разместить в них его любимые игрушки.

3-4 года

В этом возрасте ребенок может придумать себе воображаемого друга. Он начинает рисовать, но только он способен понять, что же он такое нарисовал. Он механически считает до десяти и может посчитать от трех до шести предметов, которые перед ним поставили. Он в состоянии понять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Он начинает отличать мальчика от девочки. Он определяет, какой предмет тяжелый, а какой легкий. Он может составить пазл из шести кусочков. Ребенок может также назвать три различных цвета или три основных формы предмета (круглое, квадратное, треугольное).

В этом возрасте можно делать следующее:

  • рисуйте вместе с ребенком; вначале дайте ему карандаши только трех цветов, постепенно добавляйте карандаши другого цвета; рисуйте фигуры разной формы (круг, квадрат, треугольник) и попросите его сделать то же самое
  • сделайте вместе с ребенком календарь, в котором отметьте все важные события в семье (дни рождения, праздники и т.д.)
  • нарисуйте картинки, в которых отражалось бы то, что вы делали в течение дня (так вы научите ребенка ориентироваться во времени)
  • возьмите ведро с водой и несколько разных предметов (камень, листочек бумаги, посуду и т.д.); сначала спросите ребенка, какие из этих предметов легкие, а какие тяжелые; затем опустите их в воду и понаблюдайте вместе с ним, какие предметы утонут, а какие останутся плавать; пусть он сначала скажет, какой предмет может утонуть, а какой останется на поверхности воды.

4-5 лет

Ваш ребенок уже большой. Теперь он может нарисовать, например, снеговика. Он любит, когда ему рассказывают, читают. Он любит что-то придумывать и изобретать. Он прекрасно ориентируется во времени суток. Легко различает до восьми цветов и может считать от 1 до 20. В это время начинается постепенная подготовка к школе.

В этом возрасте можно делать следующее:

  • придумывайте вместе с ребенком разные истории, вырезайте картинки из журналов, наклейте их на лист бумаги и попробуйте вместе с ним составить по этим картинкам рассказ
  • регулярно читайте ему детские книжки, пусть он сам попробует рассказать вам какую-то историю
  • спрячьте под одеялом 4 различных предмета, пусть он посмотрит на них и назовет вам; затем тихонько уберите один из предметов и попросите ребенка ответить, какой предмет исчез.

Конечно, не все дети развиваются одинаковыми темпами. Действительно, один ребенок сам читает книжки в 4 года, другой идет в школу в 7 лет, плохо зная буквы и цифры. Это зависит как от генетической предрасположенности, так и от того, как и сколько с ним занимались дома. Если вы считаете, что ваш ребенок уже много знает и умеет, старайтесь заниматься с ним более серьезными вещами, чтобы стимулировать, а не замедлять его развитие. Поэтому крайне важен именно индивидуальный подход.

В тех случаях, когда вы заметите, что ваш ребенок сильно отстает в развитии, несмотря на все прилагаемые вами усилия, его желательно показать детскому психологу. Специалист по детской психологии определит, нет ли отклонений в его психическом здоровье и не требуются ли специальные занятия.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите