Зрение ребенка, детей. Формирование зрительной функции, глаукома, катаракта, близорукость, дальнозоркость

Формирование зрительной функции у детей. Внутриутробное развитие, зрение новорожденного, зрение ребенка, детей в 3 – 7, 8 – 12 месяцев. Подготовка к школе

Н.В. Казинская – детский врач-офтальмолог детской поликлиники «Маркушка»

Внутриутробное развитие

Невозможно себе представить профилактику глазной патологии у детей без выяснения наследственности, формирования плода, течения беременности и родов.

Большинство патологических процессов могут иметь наследственный характер. Наиболее часто это аметропии (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), врожденная глаукома, врожденная катаракта, дистрофия, атрофия или аномалии сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва.

Чтобы осуществить профилактику глазной патологии будущего ребенка, необходимо провести офтальмологическую диагностику у родителей и по возможности выяснить эти данные относительно отдаленных предшествующих поколений.

Самое главное — родить здорового ребенка, поэтому будущей маме нужно следить за собой, больше гулять, не забывать о витаминах. Женщине даже с хорошим зрением необходимо получить консультацию детского офтальмолога в начале беременности и перед родами. Нередко эти обследования, в конечном счете, влияют на течение родов и на здоровье ребенка. Будущей маме надо помнить, что закладка зрительной системы начинается со второго месяца беременности. Поэтому второй этап профилактики состоит в обеспечении в период беременности наиболее благоприятных условий для развития структуры глаза у эмбриона, а также возможно полном исключении вредных факторов, влияющих на организм беременной, которые могут нарушить развитие глаз плода.

Дальнейшая забота состоит не только в обеспечении продолжения беременности, но и в создании в критическом периоде развития (до 4-5 мес.) оптимальных условий для правильного развития эмбриона. На протяжении этого периода последовательно происходят закладка и развитие различных органов, и в частности глаза. Любые вредно действующие факторы вызывают изменение в глазных структурах соответственно срокам их закладки и развития. Если, например, не наступило полное или частичное разъединение век, а это расщепление в норме происходит на 7-м месяце беременности, то значит, вредное влияние на этот процесс имело место именно в этом месяце. Или, например, у новорожденного диагностирована врожденная глаукома. Основная причина этого заболевания в недоразвитии радужно-роговичного угла, который формируется на 7-8 неделе; именно в этот период мать могла перенести тяжелый грипп (ОРВИ, ЦМВ, краснуху и т.п.), что затормозило правильное развитие данной структуры глаза. Или, другой типичный пример: развитие врожденной катаракты у новорожденного произошло вследствие того, что мать ребенка перенесла краснуху во время беременности, что привело к врожденному помутнению хрусталиков.

Если у новорожденного обнаружено воспалительное заболевание, то необходимо искать инфекционное заболевание у матери (токсоплазмоз, туберкулез и др. инфекции, токсико-аллергические заболевания).

К моменту рождения у большинства детей слезные органы (слезно-носовой канал, слезные точки) проходимы. Однако у 1/3 новорожденных нижний отдел слезно-носового канала закрыт эпителиальной пробкой, что может привести к дакриоциститу — воспалению слезного мешка. У крохи в первые недели жизни появляются слизисто-гнойные выделения, постоянно текут слезы, развивается конъюнктивит.

Зрение новорожденного

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза, обеспечивающее зрительные функции в процессе созревания организма, претерпевает значительные изменения.

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 — т.е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.

В течение второго месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он уже фокусирует взгляд на игрушках и следит за их движением. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него “проплывают” красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. Специалисты считают, что уже в этот период у ребенка формируется способность различать простейшие цвета – желтый, оранжевый. Именно поэтому дети предпочитают не черно-белые, а цветные игрушки и изображения. Игрушки необходимо размещать на уровне пупка ребенка на высоте 60 см и выше, но не над его лицом.

Зрение ребенка 3 – 7 месяцев

На третьем-четвертом месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Родителям следует помнить: при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют манипуляции, основывающиеся на хватательном рефлексе различных предметов размером с кубик. Однако когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается схватить движущиеся тени и бестелесные солнечные пятна на одеяле, “взять” цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве. Специалисты считают, что это создает предпосылки к различению формы предметов.

Острота зрения ребенка продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.

Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 мес. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать зеленые и синие цвета возникает позже и обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

С шестого месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение. Значительно совершенствуется хватание, которое становится все более точным. На основе этого формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. В этот период острота зрения увеличивается ненамного, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки. Ребенку удается уже фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

Зрение ребенка 8 – 12 месяцев

В период от восьми до двенадцати месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами. В этом возрасте детей также начинают интересовать детали интерьера: малышами внимательно изучаются: окна, картины, часы на стенах и все игрушки.

В домашних условиях об остроте зрения малыша можно судить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещения фигурок, людей. И не оттягивайте визит к детскому офтальмологу, пусть специалист подтвердит, что все идет хорошо. От года до 2-х лет зрение закрепляется в пределах 0,3-0,6. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте от 3-4 лет зрения зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто: большинство детей свободно отвечает по специальной таблице для проверки зрения.

Родители должны знать, глаза не только зеркало души, они отражают общее состояние здоровья. Многие не знают, что болезни глаз и плохое зрение — это не одно и то же. Болезни глаз (катаракта, глаукома) возникают в результате патологических изменений в различных частях глаза, нарушения деятельности как самого глаза, так и других органов. Плохое зрение (близорукость, дальнозоркость) представляет собой неспособность глаза (как целостного аппарата) приспособиться к физиологическому акту видения.

Кривизна роговицы ребенка меньше, чем у взрослого, поэтому ее преломляющая способность меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92 %).

Посещать офтальмолога и проверять зрение у детей до года рекомендуется в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Особенно это касается тех детей, которые входят в “группу риска”, а именно:

  • когда один или оба родителя ребенка имеют какое-либо отклонение по зрению;
  • когда младенец родился недоношенным;
  • если среди родственников есть больные глаукомой.

Зрение ребенка, подготовка к школе

Родители не всегда могут самостоятельно обнаружить у ребенка отклонения в работе зрительных функций, поэтому необходим профилактический осмотр офтальмолога в 1 год, три, пять и семь лет. Это поможет предупредить различные нарушения рефракции — аметропию (близорукость, дальнозоркость), амблиопию (слабость зрения), косоглазие.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите