Каждый ребенок в своем развитии проходит через возрастные этапы, однако темп этого процесса индивидуален и зависит от множества факторов, включая наследственность и окружающую среду. Невозможно определить возраст, когда у ребенка появятся новые навыки, такие как ходьба и речь, — важно лишь, чтобы это происходило в определенном возрастном диапазоне.
Примерно 3 из 100 детей сталкиваются с отклонениями в развитии, которые обусловлены наследственными или врожденными причинами. У некоторых детей задержка временная, возникает в результате тяжелых болезней или травм. Такая задержка проявляется во время болезни, но после выздоровления темп развития восстанавливается.
Иногда задержка становится очевидной только в школьном возрасте, когда ребенок начинает общаться со сверстниками. Причины многих наследственных или врожденных заболеваний можно установить, а некоторые из них выявляются еще во внутриутробном периоде. В таких случаях родители заранее знают, что ребенку потребуется особый уход.
Иногда задержка развития связана с хроническим заболеванием. Ранняя диагностика и своевременное лечение могут значительно уменьшить негативное влияние болезни на развитие ребенка.
При подозрении на задержку развития рекомендуется пройти полное медицинское и психологическое обследование. Современные методы тестирования способны выявить не только отклонения, но и сильные стороны ребенка.
В зависимости от результатов тестирования, детский психолог и педиатр предлагают программу лечения, которая охватывает физические, речевые и психологические аспекты развития. Возможно, ребенку потребуется обучение в специальном образовательном учреждении. Родители должны обсудить со специалистами, какого уровня образования сможет достичь ребенок.
Специалисты не дают долгосрочный прогноз развития ребенка на основании тестов, проведенных в возрасте 1-2 лет. Например, дети с синдромом Дауна отличаются друг от друга по уровню интеллектуального развития. Серия тестов, проводимых в течение длительного времени, дает более полную и объективную картину, чем единичная оценка. Исследования показывают, что независимо от характера врожденного заболевания, окружающая среда и воспитание играют ключевую роль в развитии физических и интеллектуальных возможностей ребенка.