Зачем знакомить ребенка с архитектурой

Зачем знакомить ребенка с архитектурой

Зачем знакомить трех-пяти летнего ребенка с архитектурой? Архитектура – наиболее отвлеченное из всех пространственных искусство, которое воспринимается детьми легче скульптуры и живописи.

Уже с трех лет дети могут уловить различия между строительными материалами, величиной зданий, внутренними пространствами. С четырех лет ребенку доступно восприятие скульптуры, а с пяти-шести лет и живописи. Существует такое понятие, как «детская гениальность», которая у детей шести-семи лет выражается в том, что в своих рисунках они подчеркивают, на их взгляд, самое главное. Например, длинные руки и ноги при маленькой голове, огромные цветы и деревья около маленьких домов, к тому же, раскрашивают нарисованное в неожиданные, но любимые ребенком цвета: кошку в розовый, солнце в зеленый. И людей изображают и раскрашивают в зависимости от своего восприятия. Кого-то коричневым и черным, кого-то радостно-оранжевым, лимонным.

Восприятие цвета у детей до пяти лет своеобразное. Дети хорошо различают тона: яркость, густоту цвета, но путаются в оттенках. А знакомство с архитектурой тренирует воображение, зрение и подготавливает к восприятию скульптуры и живописи. Начать можно с архитектурного материаловедения. Подготовить пять-шесть металлических, стеклянных, деревянных, каменных предметов. Пусть малыш определит их на ощупь с закрытыми глазами. То же можно проделывать с разными кусочками ткани и бумаги. Просите описать поверхность (мягкая, шершавая, колючая и т.д.). Если ребенку трудно, соберите в одну кучу его игрушки, и пусть на ощупь с закрытыми глазами определяет, какая именно у него в руках. За каждый положительный ответ хвалите и будьте готовы сами проделать то же.

Всех детей увлекает строительство домов. Они придумывают разные варианты интерьера. Трех-пяти летний ребенок, играя в кубики или обустраивая кукольный дом, рисуя дворцы для сказочной принцессы, приобщается к архитектуре. Он уже может понять разницу между деревянной избой из сказки о рыбаке и рыбке и каменным дворцом. Или между блочным домом и кирпичным.

Гуляя с ребенком, предложите ему потрогать ладошкой кирпич, оштукатуренную поверхность, деревянную, мраморную или гранитную, стеклянную. Ребенок к четырем годам может объяснить, какую он трогает поверхность: шершавую или гладкую, неровную, с мелкими или крупными выбоинами. Объясните малышу свойства разных строительных материалов. Например, дерево теплое, из него в основном строят загородные дома. В них тепло, легко дышится. В давние времена строили очень много домов из бревен. Бревна – спиленные и обструганные деревья, которые укладывают специальным образом, чтобы получился дом-сруб. Если в окрестностях нет таких домов, рассмотрите их в иллюстрациях к сказкам. В давние времена бревна были самым дешевым материалом в странах, где много лесов. У сельских жителей, крестьян были избы, а каменные дома строили только богачи. Вспомните А.С.Пушкина: «Мужики там все богаты, изоб нет, одни палаты». Палатами называли каменные дома. Двухэтажные бревенчатые с резными деревянными деталями и украшениями дома назывались теремами.

На следующей прогулке обратите внимание на какое-нибудь красивое каменное здание, подумайте, из каких материалов оно построено. Хорошо, если это архитектурный или исторический памятник. Пусть ребенок предположит, кто бы мог там жить. Василиса Премудрая, король с королевой или прекрасная принцесса. Расскажите, чем отличаются дворцы от замков или крепостей (замок окружен крепостной стеной с башнями), а около дворцов пруды с лебедями, разбиты сады. Покажите ребенку изображения дворцов и замков. Дома постройте вместе с ребенком из кубиков, конструктора, сказочный дворец. Из небольших зеркал соорудите пруды с лебедями из пластилина. Такие занятия формируют у ребенка представление о крышах разной конфигурации, лестницах, стенах. Замки можно делать с ребенком из липкого снега и из песка.

В следующую прогулку найдите отштукатуренную стену дома, пусть ребенок почувствует на ощупь ее шероховатость, объясните, как делают штукатурку. А дома наглядно покажите: растолките кусок мела, добавьте воды, клея ПВА, любую краску и предложите ребенку нанести состав лопаткой, совком на дощечку, кирпич или кусок блока. Подождите, когда высохнет. Расскажите, что стены домов также облицовывают мрамором, гранитом, камнем. Зато штукатурку можно красить в любые цвета. Обратите внимание, что мрамор, гранит холодные даже в жару. Расскажите о старых городах, в которых люди живут с давних времен, и дома там – свидетели многих событий, рассказами о которых можно заинтересовать ребенка. Так, через архитектуру пробуждается интерес к истории.

Играйте с ребенком между делом в цветные дизайнерские игры. Например, сделайте зеленый уголок: наполните его всем зеленым: ветки, зеленое яблоко, тарелка, чашка, покрашенные в зеленый шишки и т.д. В следующий раз по тому же принципу сделайте красный, желтый, синий уголок. Если ребенок хочет, пусть добавит какой-то один другой цвет на свой вкус. Постепенно ребенок полюбит украшать пространство вокруг себя, главное не переусердствовать с занятиями. Пусть они будут не рутиной, а праздником, которого ждут. Одного-двух занятий в неделю вполне достаточно.

Таким образом, знакомство ребенка с архитектурой подготавливает его к восприятию живописи, скульптуры, истории и приучает его к облагораживанию помещения, в котором он живет.

Заказать обратный звонок