Умственное и интеллектуальное развитие ребенка

Умственное и интеллектуальное развитие ребенка

Родившись на свет, каждый ребенок будет развивать свои навыки в пяти наиболее важных областях:

  • двигательные навыки (сидеть, ходить, бегать, прыгать и т.д.)
  • навыки мелкой моторики (хватание предметов, письмо, рисование и т.п.)
  • когнитивные навыки (интеллект, обучение)
  • языковые навыки (понимание и произнесение слов и предложений)
  • социальные навыки (взаимодействие со сверстниками и со взрослыми).

Для полноценного физического и умственного развития детей желательно не только участие родителей, но и специалистов (например, комплексные осмотры в многопрофильном медицинском центре).

Рассмотрим, как постепенно развиваются навыки умственного развития, а также способы стимулирования этого развития. Когнитивное развитие – это развитие всей психической деятельности для получения, хранения, поиска и использования полученных знаний. Когнитивные процессы включают в себя восприятие, обучение, память, речь и мышление. Основы всех этих навыков дети приобретают еще при рождении, но постепенно навыки будут развиваться.

0-6 месяцев

Родившись, ребенок начинает быстрыми темпами расти. В период первого полугода он уже начинает интересоваться всем, что его окружает. Он способен распознавать людей и объекты, отличать день и ночь, и координировать некоторые свои действия (например, схватить предмет, чтобы отправить его в рот).

Для стимулирования умственного развития ребенка в этот период его жизни можно выполнять следующие действия:

  • положить его на животик и позволить ему попробовать поймать и схватить некоторые предметы, которые будут падать рядом с ним
  • сделать для него доступными предметы, окрашенные в яркие цвета
  • говорить с ним о тех действиях, которые вы производите
  • знакомить его с окружающей средой дома, в парке, на улице.

6-12 месяцев

После 6 месяцев ребенок в своем поведении начинает проявлять некоторые намерения и у него устанавливаются некоторые причинно-следственные связи. Например, «я вижу бутылочку, значит – это молоко». Он любит игры, в которых надо найти спрятанную игрушку. Он может найти игрушку, которая случайно упала из его кроватки на пол. Он может попытаться найти определенную игрушку среди прочих в ящике для игрушек, а также поискать ее под ящиком.

Для этого возраста подходят, например, следующие мероприятия:

  • возьмите небольшие пластиковые коробочки, например, из-под йогуртов; затем покажите ребенку, как в них можно положить небольшие деревянные кубики
  • возьмите металлические крышки для банок и вставьте в них интересные для него фотографии или картинки
  • посадите ребенка в детский стульчик, дайте ему два непрозрачных контейнера и спрячьте в один из них какой-то предмет; попросите его найти этот предмет
  • прячьте предметы под одеялом, простыней или полотенцем — дети в таком возрасте очень любят находить спрятанные предметы.

1-2 года

В этот период ребенок начинает понимать, что некий предмет существует вне зависимости от того, видит он его в данный момент или нет. Он способен узнавать себя в зеркале, в играх имитирует ситуации повседневной жизни, меняет функции предметов. Он способен связать реальный предмет с его изображением на картинке или фотографии. Он может также, по требованию, показывать на различные части тела, и определять то место, где он сейчас находится.

Для этого возраста подходят следующие мероприятия:

  • играйте с ребенком в зеркало; можно использовать специальные краски или карандаши и раскрашивать ему лицо
  • используйте различные куклы или фигурки и играйте с ними в игры, имитирующие повседневную жизнь (еда, сон, прогулка и т.п., этот метод может помочь ребенку понять некоторые вещи, например, как он любит спать или гулять, что он любит есть)
  • сделайте самостоятельно (или используйте готовые) альбомы с изображением повседневной жизни; например, туда можно вставить снимки продуктов питания, животных, предметов быта, знакомых людей; оставьте этот альбом ребенку, чтобы он его рассматривал; если вы сделаете альбом своими руками, это будет еще лучше, поскольку вы можете вставить туда изображения тех предметов, которые ему уже знакомы — изображения любимого домашнего животного, его игрушек, его тарелочки и т.п.
  • во время принятия ванны говорите ребенку, что вы хотите сейчас сделать, например: «давай помоем животик, а где он у тебя находится?».

2-3 года

В этом возрасте ребенок получает удовольствие от того, что начинает рисовать каракули и очень любит называть новыми именами людей и животных. Он может понять разницу между двумя похожими предметами и рассказать о ней. Он различает большие и маленькие предметы. У него возникают понятия о пространственном расположении предметов: «в», «около», «выше» и «ниже».

В этом возрасте можно делать следующее:

  • попросите ребенка сосчитать кусочки фруктов на его тарелке, количество предметов на столе, количество пуговиц на его одежде; начинайте считать с двух предметов, постепенно увеличивая их количество
  • научите ребенка говорить, сколько ему лет и показывать это на пальчиках
  • попросите его называть все изображенные в книжке предметы; спросите, какие из изображенных предметов маленькие, а какие большие
  • используйте движения, развивающие психомоторную деятельность (например, можно попросить ребенка пробраться под столом)
  • развивайте пространственные представления, возьмите несколько больших емкостей (например, картонных коробок) и попросите ребенка разместить в них его любимые игрушки.

3-4 года

В этом возрасте ребенок может придумать себе воображаемого друга. Он начинает рисовать, но только он способен понять, что же он такое нарисовал. Он механически считает до десяти и может посчитать от трех до шести предметов, которые перед ним поставили. Он в состоянии понять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Он начинает отличать мальчика от девочки. Он определяет, какой предмет тяжелый, а какой легкий. Он может составить пазл из шести кусочков. Ребенок может также назвать три различных цвета или три основных формы предмета (круглое, квадратное, треугольное).

В этом возрасте можно делать следующее:

  • рисуйте вместе с ребенком; вначале дайте ему карандаши только трех цветов, постепенно добавляйте карандаши другого цвета; рисуйте фигуры разной формы (круг, квадрат, треугольник) и попросите его сделать то же самое
  • сделайте вместе с ребенком календарь, в котором отметьте все важные события в семье (дни рождения, праздники и т.д.)
  • нарисуйте картинки, в которых отражалось бы то, что вы делали в течение дня (так вы научите ребенка ориентироваться во времени)
  • возьмите ведро с водой и несколько разных предметов (камень, листочек бумаги, посуду и т.д.); сначала спросите ребенка, какие из этих предметов легкие, а какие тяжелые; затем опустите их в воду и понаблюдайте вместе с ним, какие предметы утонут, а какие останутся плавать; пусть он сначала скажет, какой предмет может утонуть, а какой останется на поверхности воды.

4-5 лет

Ваш ребенок уже большой. Теперь он может нарисовать, например, снеговика. Он любит, когда ему рассказывают, читают. Он любит что-то придумывать и изобретать. Он прекрасно ориентируется во времени суток. Легко различает до восьми цветов и может считать от 1 до 20. В это время начинается постепенная подготовка к школе.

В этом возрасте можно делать следующее:

  • придумывайте вместе с ребенком разные истории, вырезайте картинки из журналов, наклейте их на лист бумаги и попробуйте вместе с ним составить по этим картинкам рассказ
  • регулярно читайте ему детские книжки, пусть он сам попробует рассказать вам какую-то историю
  • спрячьте под одеялом 4 различных предмета, пусть он посмотрит на них и назовет вам; затем тихонько уберите один из предметов и попросите ребенка ответить, какой предмет исчез.

Конечно, не все дети развиваются одинаковыми темпами. Действительно, один ребенок сам читает книжки в 4 года, другой идет в школу в 7 лет, плохо зная буквы и цифры. Это зависит как от генетической предрасположенности, так и от того, как и сколько с ним занимались дома. Если вы считаете, что ваш ребенок уже много знает и умеет, старайтесь заниматься с ним более серьезными вещами, чтобы стимулировать, а не замедлять его развитие. Поэтому крайне важен именно индивидуальный подход.

В тех случаях, когда вы заметите, что ваш ребенок сильно отстает в развитии, несмотря на все прилагаемые вами усилия, его желательно показать детскому психологу. Специалист по детской психологии определит, нет ли отклонений в его психическом здоровье и не требуются ли специальные занятия.

Заказать обратный звонок