Развитие ребенка состоит из многих факторов, которые одинаково важны, но могут быть выражены неравномерно. Многие мамы сравнивают развитие своего сына или дочери с другими детьми, и иногда это сравнение служит поводом для родительского беспокойства, что что-то идет не так. В такой ситуации важно обратить внимание на основные, порой скрытые, «маркеры» , чтобы вовремя компенсировать недостающие навыки, обратиться к специалистам, помочь ребенку добиться прогресса развития.
Но что именно нужно замечать?
Виды задержки развития детей
По данным Центра медицинского контроля и профилактики болезней США, разные виды задержки развития наблюдаются у 6-15% детского населения Земли. К сожалению, развитие цивилизации не улучшает статистику. Вредная окружающая среда, высокий уровень стресса, вредные привычки родителей довольно распространены, и поэтому процент нарушений развития детей увеличивается.
Виды нарушенного развития, которые чаще всего наблюдаются в раннем детском возрасте:
- речи;
- физическое (отставание роста, веса, диспропорции тела);
- когнитивное (мыслительные функции);
- моторики (координации, движений);
- органов чувств (зрения, слуха).
Стоит сразу же обратить внимание родителей на то, что задержка развития в большинстве случаев – это не дефект развития. Запаздывание в психическом, физическом, социальном, когнитивно-речевом развитии успешно корректируется современными средствами, так как функции ребенка пластичны. Важно вовремя заметить отклонения от норм и как можно раньше начать коррекцию.
Шесть неочевидных, но «говорящих» признаков нарушения развития ребенка
Начиная с раннего возраста, ребенок взаимодействует с миром, окружающими людьми доступными ему способами. На нарушения развития могут указывать некоторые особенности его поведения и реакций, которые обычно остаются незаметными мамой и папой, зато хорошо определяются детскими неврологами.
Зрительный контакт
Примерно с двух месяцев младенец наблюдает за взрослым, рассматривает лицо, узнает, реагирует на выражение лица. Полугодовалый малыш откликается на имя, разделяет людей на «знакомых» и «незнакомых», смотрит на лицо, взаимодействуя в игре. После полутора лет устанавливается полноценный зрительный контакт ребенка с окружающими. Малыш интересуется другими детьми, рассматривает взрослых, любит совместные игры.
Если ребенок никак не откликается на имя, не стремится рассматривать лица, не реагирует на присутствие/отсутствие значимого взрослого, у него могут быть особенности физического или психического развития, которые необходимо обсудить с врачом.
Гипо- или гипертонус
Нарушение мышечного тонуса может выражаться:
- постоянно открытым ртом;
- слюнотечением;
- спазмами (подергиванием) лица;
- сильным разгибанием шеи;
- приведением к телу – или, наоборот, «тряпичностью» – ручек и ножек.
Ребенок плохо берет и удерживает предметы, не может захватывать палец взрослого. Для анализа причин этого состояния надо обратиться к педиатру или детскому неврологу.
Жевательная, глотательная функция
К году младенец учится есть густую пищу, в 1,5 года – полутвердую. Если ребенок этого или немного старшего возраста давится едой, не может жевать, ест только смесь из бутылочки после года-полутора, он имеет проблемы с развитием челюстно-лицевого аппарата, который обуславливает речевую функцию.
Дополнительные признаки речевой задержки – отсутствие гуления и первых слов, ротовое дыхание, нарушение прикуса.
Указательный жест
Один из характерных маркеров задержки психомоторного развития малыша – отсутствие указательного жеста к возрасту один год. С 6-8 месяцев младенец вначале ручкой, затем уже пальчиком указывает в сторону интересующего объекта. На самом деле, этот жест имеет большое значение для общего развития малыша, ведь он является начальным этапом коммуникации.
Жесты согласия и отрицания
В возрасте 8-10 месяцев ребенок уже умеет выразить свое отношение к происходящему. Он умеет протестовать против того, что ему не нравится, и тянуться к тому, что нравится. При этом кроха использует жесты, понятные родителям. Отсутствие жестикуляции и реакции на происходящее – повод для обращения к педиатру или неврологу.
Очерёдность действий
Детские игры с младенчества, режим дня стимулируют ребенка к развитию. Очень рано малыш привыкает, что до еды ему моют ручки, после туалета подмывают, после прогулки кормят. Позже он запоминает простые правила игр – «Ладушки», «Гуси-гуси», «Сорока-ворона» и др.
Сложности с выполнением игровой последовательности, выполнение правил гигиены могут свидетельствовать о проблемах с запоминанием, обработкой информации в головном мозге.
Что делать, если возникли подозрения на задержку развития?
Прежде всего, мама и папа должны успокоиться. Развитие малыша находится ещё в процессе, есть время и возможности помочь, ускорить его. Важно обратиться к специалистам и выполнять их рекомендации, чтобы предотвратить закрепление этих нарушений.
«Через сто лет не будет иметь значения, каким был ваш банковский счёт, в каком доме вы жили или на какой машине ездили… но мир может быть другим, потому что вы сыграли важную роль в жизни ребёнка». (Форест Уиткрафт).