Развитие внимания у детей

Развитие внимания у детей

Одним из важнейших навыков, необходимых для успешного обучения в школе, является умение сосредотачиваться, концентрироваться и управлять своим вниманием, не отвлекаясь на происходящее вокруг. Тренировать этот навык дети начинают практически с рождения. Однако к истинной долгосрочной концентрации внимания способен далеко не каждый взрослый.

Особенности развития внимания

Рассмотрим подробнее, каким бывает внимание и в чем заключаются особенности его развития у детей на разных возрастных этапах. Под вниманием обычно понимается способность сосредотачиваться, направлять свое восприятие на какой-либо конкретный объект или деятельность. В психологии принято выделять три разновидности внимания.

  1. Непроизвольное. Не требует намеренных усилий со стороны человека. В данном случае внимание как бы автоматически привлекает сам объект своими характеристиками, например, воздействие яркого света, громкого звука, насыщенных цветов. Непроизвольно привлекает наше внимание, кроме того, все новое и необычное.
  2. Произвольное. Зависит от усилий, прилагаемых человеком, от его волевых способностей. Оно возникает тогда, когда формируется цель и осознанное намерение сделать что-либо.
  3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного за счет интереса и увлеченности. Примером этого вида внимания служат ситуации, когда поначалу человек заставляет себя что-либо сделать, но затем так вовлекается в процесс, что теряет счет времени.

Проявления непроизвольного внимания можно увидеть уже у младенцев. Например, в случаях, когда малыш бурно реагирует на новую игрушку, тянет ручки к яркой маминой кофточке, следит за движениями кошки. Однако произвольное внимание у детей отсутствует примерно до десятимесячного возраста. При этом отличительной особенностью данного вида внимания является то, что оно не может сформироваться без общения со взрослым.

Развивать произвольное внимание малышу взрослый помогает, используя указательный жест и произнося название какого-либо предмета. Следя за пальцем, малыш переводит взгляд на названный предмет. Овладение этим навыком наиболее интенсивно происходит в возрасте 2—3 лет.

К 4—5 годам малыш постепенно научается направлять свое внимание на какой-либо предмет или деятельность, подчиняясь сложной инструкции взрослого. Тогда как в возрасте 5—6 лет он становится способным использовать для этой цели самоинструкции. Однако в полной мере волевые процессы развиваются только в школьном возрасте.

Ребенка, которому тяжело дается длительное сосредоточение внимания на одном объекте, часто называют невнимательным. Но иногда сами родители предъявляют по отношению к своим детям завышенные требования. Все дело в том, что прежде, чем судить о невнимательности, необходимо больше узнать о возрастных нормах. В результате психологических исследований ученые установили, как долго дети различных возрастов могут концентрировать свое внимание на одной игре:

  • в три года это время не превышает 15 минут;
  • в четыре оно увеличивается до 20 минут;
  • в пять лет — до 25;
  • в шесть лет — максимум 30 минут.

Таким образом, занятия с детьми дошкольного возраста не должны быть слишком длительными. Поскольку ребенку тяжело долго удерживать внимание на одной и той же деятельности, следует комбинировать различные ее виды. Так, каждое новое задание привлекает непроизвольное внимание ребенка за счет своей новизны и смены деятельности. Давая малышу инструкцию, родитель направляет его произвольное внимание. Если задание покажется ребенку интересным, начнет работать послепроизвольное внимание и малыш станет способным в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.

Нарушения внимания

По мере развития ребенок сталкивается с необходимостью восприятия огромного количества информации. Для гармоничного и полноценного развития важно, чтобы его внимание было в норме. В противном случае он будет испытывать значительные трудности в процессе обучения в школе, что может и вовсе отбить впоследствии интерес и стремление учиться, повлиять на успешность и всю дальнейшую жизнь.

К нарушениям внимания относят:

  1. Отвлекаемость, то есть непроизвольное переключение внимания с одного объекта на другой. С отвлекаемостью внимания также связано понятие чрезмерной подвижности.
  2. Рассеянность, которая представляет собой неспособность длительно сосредотачивать внимание на чем-то определенном. Она проявляется в двух формах: как неспособность к фокусированию на каком-либо объекте и как чрезмерная концентрация на чем-либо («витание в облаках»).
  3. Инертность, под которой обычно понимают малую подвижность, патологическую фиксацию внимания на каких-либо представлениях или мыслях.

Одним из наиболее распространенных расстройств, затрагивающих сферу внимания, является СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Дети, страдающие от данного заболевания, испытывают трудности с концентрацией и поддержанием внимания, которые сопровождает чрезмерная двигательная активность и импульсивное поведение. Вот некоторые признаки, по которым можно предположить у ребенка наличие СДВГ:

  • неспособность сфокусировать внимание на деталях, большое количество ошибок, совершаемых по невнимательности;
  • неспособность удержания внимания на одном предмете в течение длительного времени (в соответствии с возрастными нормами);
  • высокая отвлекаемость или рассеянность;
  • ребенок не слушает речь, обращенную к нему, не может следовать инструкциям и условиям выполнения заданий, не вовлекается в процесс их выполнения;
  • забывчивость на уровне повседневных дел, обязанностей и поручений по дому;
  • болтливость, чрезмерная подвижность, неспособность к спокойным играм;
  • наличие постоянных движений кистями или ногами, неспособность усидеть на месте.

При наличии подобных симптомов ребенку необходима консультация невролога, врача-психиатра и психолога.

Иконка просмотров 2774
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 164593

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

температура без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 161124

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 116745

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 87177

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

Температура у новорожденного ребенка
23.09.2014
Иконка просмотров 65839

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 65418

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 64985

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 60360

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 56743

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 55214

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Ритм и тип дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 48800

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 47579

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

Заказать обратный звонок