Раннее развитие ребенка: польза или вред?

Раннее развитие ребенка

Известно, что мозг человека наиболее интенсивно развивается в возрасте до трех лет. Опыт, который малыш получает после рождения, познавая окружающую среду и общаясь с матерью, способствует образованию нейронных связей в мозге. Из этого родилось предположение о том, что овладение ребенком как можно большим количеством навыков и информации в раннем детстве приводит к формированию у него высокого интеллекта и даже одаренности. Огромную популярность приобрела идея раннего развития. Но так ли оно полезно на самом деле?

Что представляет собой раннее развитие

Как правило, под термином «раннее развитие» чаще всего понимается развитие интеллектуальных функций, опережающее средневозрастные нормы. При этом предполагается, что в результате специальной развивающей деятельности со стороны педагогов, родителей и психологов часть этих функции (например, мышление, внимание, память, речь) может достигнуть более высокого уровня развития за меньшее время, чем обычно. Все это выглядит достаточно привлекательно. Но в чем же тут загвоздка?

Негативное влияние раннего развития

Феномен раннего развития является неоднозначным. По мнению большинства специалистов, развитие ребенка должно быть, прежде всего, своевременным. Это связано с тем, что развитие во многом зависит от созревания головного мозга. Конечно, можно попытаться научить годовалого младенца самостоятельно читать, но какой в этом толк, если отделы мозга, отвечающие за эти функции, еще недостаточно развиты? Именно поэтому многие детские врачи скептически смотрят на то, что обычно называют «ранним развитием».

О пагубном влиянии раннего развития можно говорить тогда, когда его цели недостаточно прозрачны. Например, родители могут пытаться с помощью ребенка реализовать в жизнь свои несбывшиеся мечты. Они возлагают на него огромные надежды, нагружают его бесконечными развивающими занятиями и непосильными задачами, так, что на обычную игру у малыша просто не остается времени и сил. С рождения он изучает несколько языков, с года ходит на йогу, в двухлетнем возрасте обучается алфавиту. Казалось бы, все это должно пойти на благо ребенку и сделать в будущем из него достаточно успешного человека. Но в результате под гнетом давящих родительских ожиданий ребенок еще с малых лет постоянно чувствует себя усталым, измотанным, ничего не хочет и теряет ко всему интерес.

Родителями, отдающими предпочтение раннему развитию, чаще всего руководят такие эмоции, как:

  • тревога по поводу того, что они не успеют вовремя сделать что-то важное для малыша;
  • страх, что они не смогут дать ему то, что сделает его успешным и счастливым;
  • чувство вины, связанное с тем, что из-за этого они будут чувствовать себя «плохими» родителями.

В итоге при таком подходе получается так, что нечто одно обязательно развивается за счет чего-то другого. Естественные потребности ребенка в развитии процессов воображения, игре, научении пониманию своих эмоций, взаимодействию со взрослыми и другими детьми приносятся в жертву развитию его интеллектуальных способностей.

Все это в последствии чревато возникновением психических проблем. Дети-«вундеркинды» испытывают значительные трудности в процессе социальной адаптации. Им трудно находить язык со своими сверстниками. Они сталкиваются с проблемами, обусловленными недоразвитостью эмоционального интеллекта, нехваткой способностей понимать свои собственные чувства, а также эмоции и мотивы других людей.

Своевременное развитие ребенка

Любознательные, активные дети, которые любят узнавать что-то новое и увлеченно занимаются изучением окружающего мира, как правило, достигают больших успехов в развитии. И эти успехи, как и позитивное отношение к обучению, закрепляются на длительный срок в том случае, если развитие ребенка протекает ненасильственным, естественным путем. А если говорить точнее, в соответствии с возрастом, интересами, склонностями и способностями ребенка.

Родителям, которые как можно скорее хотят научить своего ребенка читать, считать или писать, следует помнить, что для гармоничного развития важен не сам факт овладения этими навыками, а, скорее, общий уровень познавательной активности малыша.

Прежде всего, чтобы развитие ребенка протекало гармонично, необходимо учитывать основную деятельность, которая для разных возрастных периодов будет различной.

  • С момента рождения и до достижения ребенком возраста одного года такой деятельностью является эмоциональное общение с матерью. Новорожденный еще не понимает речи, но уже в 1—2 месяца он заметно оживляется при виде ее и постепенно научается общаться с ней посредством эмоций. Такое общение улучшает настроение малыша и повышает его активность, что, в свою очередь, стимулирует развитие всех остальных функций психики.
  • С года до трех лет основной деятельностью ребенка становится манипулирование различными предметами. Малыш развивается, играя с игрушками и другими интересующими его предметами. Он учится использовать их по назначению или же изобретает собственные способы обращения с ними. При этом считается, что ребенок развивается тем лучше, чем больше манипуляций с одним и тем же предметом он может придумать.
  • В дошкольном возрасте основным занятием ребенка выступает сюжетно-ролевая игра. Развитие в это время должно быть построено в контексте данной деятельности, тогда оно будет наиболее эффективным. В игре ребенок примеряет на себя различные роли, подражает взрослым, героям и персонажам мультфильмов. Он развивает мышление, творческие навыки и воображение, придумывая сюжеты игр. Учится взаимодействовать со сверстниками в самом процессе игры.
  • Наконец, учебная деятельность начинает играть главную роль в возрасте семи лет, когда ребенок идет в школу.

По мнению психологов, важно, чтобы занятия, предлагаемые ребенку, соответствовали ведущей деятельности текущего возрастного периода, они должны быть вписаны в ее контекст. Тогда развитие ребенка будет гармоничным, а сам ребенок — счастливым.

Иконка просмотров 5853
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 164477

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

температура без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 161000

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 116597

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 87073

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

Температура у новорожденного ребенка
23.09.2014
Иконка просмотров 65805

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 65327

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 64968

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 60300

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 56649

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 55010

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Ритм и тип дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 48739

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 47380

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

Заказать обратный звонок