Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе

В последнее время стало модно: отдать ребенка в школу в 6 лет. Некоторые родители считают, что начав учиться с шести лет, он обгонит своих сверстников. Или, видя, что ребенок уже умеет считать и читать, думают, что ему пора в первый класс. А некоторые родители считают своего ребенка инфантильным и ленивым и надеются, что в школе его перевоспитают и научат ответственности. Но чаще всего надежды родителей не оправдываются и они с удивлением замечают, что их ребенок не справляется со школьными заданиями, не интересуется учебой, становится вялым и раздражительным, начинает часто болеть, у него нарушается сон и аппетит.

Все это сигнализирует о том, что ребенок испытывает психические и физические перегрузки. Чтобы избежать таких серьезных проблем, вам следует уделить особое внимание диагностике психологической готовности ребенка 6 лет к школе.

Многие дети ходят в подготовительные классы. Это упрощает задачу, так как учитель информирует родителей о физической и психологической готовности ребенка к школе.

Психологическая готовность к обучению в школе. Домашнее тестирование

Если ваш ребенок не посещает подготовительный класс (по программе: подготовка к школе для детей 6 лет), то вы можете устроить ему домашнее тестирование. Это поможет вам понять, справится ли ребенок со школьной программой или следует подождать до семи или восьми лет.

  • Умение работать по образцу. Предложите ребенку срисовать простую картинку с изображением машинки, куклы, домика. Лист должен быть без разметки. Наблюдайте, часто ли он сверяется с оригиналом. Уберите ластик, так как пользоваться им нельзя. Посмотрите, насколько похож рисунок ребенка на оригинал. После этого разрешите ребенку исправления. Если исправлений много, то ребенок не умеет работать по образцу.
  • Чтобы понять, готов ли ребенок работать по правилам, поиграйте с ним во всем известную игру «да и нет не говорите, в черном, белом не ходите». Смысл игры заключается в следующем: задаются вопросы, провоцирующие определенные ответы. Например: Ты любишь сладости? Какого цвета у доктора халат? Задайте ребенку 10 подобных вопросов. Если ребенок придумывает вопросы вам, это очень хорошо. Положительным результатом будет одна ошибка, если ошибок больше, то ребенок не готов выполнять установки.
  • Чтобы определить уровень развития логического мышления и речи ребенка, предложите ему составить рассказ по картинкам. Выложите сюжетные иллюстрации в неверной последовательности (не более пяти). От ребенка требуется восстановить последовательность и сочинить рассказ. Если ребенок сочинит логически правильное повествование, разложит картинки в правильном порядке, то он с заданием справился. Если рассказ нелогичный, путаный, то это значит, что нужно еще время на развитие логики и речи у ребенка.
  • Задание на распознавание ребенком отдельных звуков в словах. Например, предложите ребенку группу слов, в которой ему нужно найти звук «ы»: корыто, яблоня, книга, рыба, цветок, рынок. Звук «ы» в словах, содержащих его, должен быть под ударением. Произносите слова внятно. Если ребенок не распознает отдельные звуки в словах, это может затруднить его обучение чтению. В таком случае обратитесь к логопеду.

Если ребенок не прошел тест на готовность школе детей

Если ребенок не прошел данный тест, то он не готов стать первоклассником, и в этом нет ничего страшного, так как дети ориентировочно делятся на две группы: дети, опережающие своих ровесников в умственном развитии и дети, которые испытывают трудности с восприятием знаний.

Если отдать «медленного» ребенка в школу, он будет плохо справляться с учебой, ощущать себя неполноценным, у него будет расти чувство обиды на более успешных одноклассников, что в итоге спровоцирует нежелание учиться и негативно скажется на формировании личности.

Если ребенок хорошо справился с тестом, то его можно отдавать в школу. Однако следует учитывать мнение психологов, что даже если шестилетний ребенок хорошо читает, считает, то в силу психологических особенностей именно шестилетнего ребенка (недостаточная усидчивость, неумение следовать дисциплине, неумение осознавать новые обязанности, неготовность к смене привычного режима) ему будет трудно учиться.

Также имеет смысл обратить внимание на физическое состояние ребенка. Если он болезненный, нервный, у него плохой аппетит, но он хорошо усваивает знания, все равно стоит повременить со школой, а позаниматься развитием его кругозора — ходить в театры, читать, больше гулять. Дайте ему окрепнуть и насладиться беззаботным детством.

Итак, для того, чтобы отдать ребенка школу в 6 лет, недостаточно того, что он умеет читать и писать. Еще необходима психологическая готовность к обучению в школе, которая включает в себя усидчивость, умение следовать правилам, работать с образцами, логически мыслить. Также родителям следует помочь сформировать у ребенка позитивное отношение к школе и развивать навыки общения с другими людьми.

Если вы сомневаетесь по поводу готовности вашего ребенка пойти в первый класс, то проконсультируйтесь с детским психологом, так как от правильно выбранного времени поступления ребенка в школу будет зависеть его успеваемость на протяжении всех лет обучения.

Заказать обратный звонок