О мотивации ребенка

О мотивации ребенка

Что сделать для того, чтобы ребенок захотел учиться? Как мотивировать его на развитие, творчество и успех? Как правильно оказывать ему поддержку и при этом не переборщить? Подобными вопросами задается множество родителей. Попробуем разобраться подробнее в том, как устроена мотивация ребенка, и в том, как можно на нее повлиять.

Внешняя и внутренняя мотивация

Психологи выделяют два вида мотивации в зависимости от ее источника. Внешней считается такая мотивация, при которой человек чувствует побуждение к какому-либо действию благодаря влиянию на него внешних сил: других людей, различных ситуаций и обстоятельств. Тогда как для внутренней мотивации ключевым является наличие желания и внутреннего побуждения, независящего от внешних факторов.

Примером внутренней мотивации служит ситуация, когда ребенок учится потому, что ему это нравится. Он получает удовольствие от учебной деятельности и от того, что узнает нечто новое, прежде неизвестное ему. Сам процесс познания и развития навыков в таком случае является приятным для ребенка, поэтому он не нуждается в дополнительных внешних стимулах для усиления мотивации. Его не нужно заставлять сделать что-либо, подталкивать к этому или поощрять.

Обратная ситуация, когда ребенок учится только потому, что хочет порадовать своими оценками родителей, или же потому, что боится наказания за плохие отметки, выступает ярким примером внешней мотивации. Психологи считают, что такая мотивация менее эффективна в сравнении с внутренней, поскольку она является крайне неустойчивой. Так, применительно к приведенному примеру, при отсутствии привычного внешнего стимула (наказания) уже в студенческом возрасте стремление к учебе у такого человека может полностью исчезнуть.

Связь мотивации с самооценкой

Внешняя и внутренняя мотивацияАдекватная самооценка является важным условием для формирования мотивации. Неуверенный в себе ребенок не будет стремиться к чему-либо просто потому, что он не верит в свою способность достичь этого. Фактически все достижения и успехи строятся на основе положительной самооценки, веры в себя и свои возможности.

Дети от природы наделены стремлением, направленным на исследование окружающего мира, на его познание и собственное развитие. Однако под влиянием родительских установок, школы и общества это стремление может искажаться и теряет свою силу.

Чтобы этого не происходило, родители должны способствовать формированию у ребенка положительной самооценки и чувства самоценности. Это можно обеспечить, предоставляя ему возможность сделать что-либо самостоятельно, что подразумевает принятие ребенком ответственности за некоторый результат. При этом важно учитывать следующие обстоятельства.

  • Необходимо, чтобы степень и характер этой ответственности соответствовали возрасту и развитию ребенка. Задача должна быть ему по силам. Однако нежелательно, чтобы она казалась ему слишком легкой.
  • Ребенка, успешно справившегося с задачей, следует похвалить. Получая похвалу от родителей, ребенок укрепляет внутренний позитивный образ самого себя. Кроме того, он соотносит с этим образом деятельность, связанную с приятными чувствами, и ему хочется чаще повторять ее в дальнейшем.
  • При неудаче не рекомендуется наказывать ребенка и применять к нему какие-либо санкции. Полезнее будет разобраться в причинах, помешавших ребенку добиться успеха, и предоставить ему возможность попробовать сделать это еще раз, при необходимости обеспечив его требующейся помощью.

Безусловная любовь

Не стоит допускать того, чтобы воспитание ребенка превратилось в погоню за достижениями и успехами. Как уже было отмечено до этого, огромное влияние на мотивацию ребенка оказывает его самооценка.

Для построения здоровой самооценки дети больше всего нуждаются в безусловной любви и принятии. Это позволяет им ощущать свою ценность и значимость вне зависимости от внешних обстоятельств, помогает «оставаться собой», способствует психологическому благополучию и гармоничному развитию.

Детям важно ощущать, что родители любят их просто за то, что они есть, а не за их поведение и достижения. Порой ребенок может даже специально вести себя неподобающим образом, капризничать и нарушать установленные правила для того, чтобы проверить границы родительской любви. Разумеется, потакать в этом ему не следует. Однако существует множество способов, с помощью которых родители могут показать свою безусловную любовь, например:

  • проводить время вместе с ребенком;
  • внимательно слушать то, что он говорит (и, что важнее, слышать);
  • интересоваться его мнением и предпочтениями;
  • прощать оплошности и ошибки.

Ребенок, получивший от родителей опыт безусловной любви, научается ценить себя. У него появляется уверенность в собственных силах, что положительно сказывается и на мотивации.

Правильный мотив

Рассмотренные выше рекомендации в большей степени касаются внутренней мотивации ребенка. Но что делать в ситуациях, когда такая мотивация неприменима? Например, когда речь идет о домашних обязанностях.

Если в раннем детстве ребенок получает удовольствие, повторяя за родителем и подражая ему, когда тот готовит или убирает, то вряд ли среди школьников и подростков найдутся любители работы по дому. Ребенок задается вопросом: «Почему я должен делать это?». И здесь на помощь приходит правильный внешний мотив. Ребенка не устроит ответ: «Потому что я так говорю».

Мотивом может быть все, что приносит ребенку положительные эмоции. Ожидание награды поможет ему включиться в деятельность, которая кажется скучной или неприятной. Так, ребенок с большим энтузиазмом приступит к наведению порядка в комнате, если после этого его ждет прогулка в парке или поход с родителями в кафе.

Но это еще не все. Внешняя мотивация, формирующаяся таким образом, со временем может перерасти во внутреннюю. Регулярно занимаясь уборкой, ребенок научается ценить порядок. Он начинает воспринимать себя как аккуратного человека и гордится этим. Он понимает, что так он проявляет свою самостоятельность и готовится к взрослой жизни. С появлением такого понимания эта деятельность начинает приносить ему удовольствие. Тогда внешний мотив переходит во внутренний план.

Формирование устойчивой мотивации — это процесс, который требует регулярных, целенаправленных усилий со стороны родителя, ориентированных на поддержку ребенка и укрепление его самооценки. Справиться с этим самостоятельно порой непросто. В таких случаях бывает полезна помощь специалиста. Детский психолог поможет обнаружить причины трудностей, скорректировать процесс воспитания и выстроить эффективную систему мотивации ребенка.

Иконка просмотров 4
Похожие публикации
Evidence-Based Practice
05.09.2015

Поражения печени у детей

Болезни печени сопровождаются рядом клинических синдромов. Чаще встречаются следующие симптомокомпле...

Судорожные рыдания ребенка. Лечение гомеопатическими препаратами
16.09.2021

Судорожные рыдания ребенка. Лечение гомеопатическими препаратами

При приступах судорожных рыданий у ребенка могут наступить спазмы и судороги в мышцах, нарушиться ды...

Обмороки у детей
05.09.2015

Обмороки у детей

Обморок (синкопе) — кратковременная утрата сознания, протекающая с потерей постурального тонуса. Обм...

Evidence-Based Practice
05.09.2015

Диспептические расстройства: тошнота, рвота у детей

Тошнота у ребенка, детей Тошнота — это неприятное, болезненное субъективное ощущение, предшествующе...

Пигментация кожи у детей: веснушки, крапивница
30.07.2015

Пигментация кожи у детей: веснушки, крапивница

Нарушения в системе меланоцитов подразделяются на гипермеланозы (увеличение меланина в эпидермисе ил...

Evidence-Based Practice
30.07.2015

Болезнь Пертеса у детей

Болезнь Пертеса или как ее еще называют болезнь Легга-Кальве-Пертеса, начинается с ухудш...

Evidence-Based Practice
06.09.2015

Задержка роста у детей

Около 3 % детей имеют выраженную задержку роста. При этом дефицит гормона роста как причина низкорос...

Рвота после еды у детей. Причины и когда надо обратиться к врачу
13.07.2015

Рвота после еды у детей. Причины и когда надо обратиться к врачу

Нередко к педиатру обращаются родители с жалобами на рвоту у ребенка после еды. Такая симптоматика м...

Заказать обратный звонок