О мотивации ребенка

О мотивации ребенка

Что сделать для того, чтобы ребенок захотел учиться? Как мотивировать его на развитие, творчество и успех? Как правильно оказывать ему поддержку и при этом не переборщить? Подобными вопросами задается множество родителей. Попробуем разобраться подробнее в том, как устроена мотивация ребенка, и в том, как можно на нее повлиять.

Внешняя и внутренняя мотивация

Психологи выделяют два вида мотивации в зависимости от ее источника. Внешней считается такая мотивация, при которой человек чувствует побуждение к какому-либо действию благодаря влиянию на него внешних сил: других людей, различных ситуаций и обстоятельств. Тогда как для внутренней мотивации ключевым является наличие желания и внутреннего побуждения, независящего от внешних факторов.

Примером внутренней мотивации служит ситуация, когда ребенок учится потому, что ему это нравится. Он получает удовольствие от учебной деятельности и от того, что узнает нечто новое, прежде неизвестное ему. Сам процесс познания и развития навыков в таком случае является приятным для ребенка, поэтому он не нуждается в дополнительных внешних стимулах для усиления мотивации. Его не нужно заставлять сделать что-либо, подталкивать к этому или поощрять.

Обратная ситуация, когда ребенок учится только потому, что хочет порадовать своими оценками родителей, или же потому, что боится наказания за плохие отметки, выступает ярким примером внешней мотивации. Психологи считают, что такая мотивация менее эффективна в сравнении с внутренней, поскольку она является крайне неустойчивой. Так, применительно к приведенному примеру, при отсутствии привычного внешнего стимула (наказания) уже в студенческом возрасте стремление к учебе у такого человека может полностью исчезнуть.

Связь мотивации с самооценкой

Внешняя и внутренняя мотивацияАдекватная самооценка является важным условием для формирования мотивации. Неуверенный в себе ребенок не будет стремиться к чему-либо просто потому, что он не верит в свою способность достичь этого. Фактически все достижения и успехи строятся на основе положительной самооценки, веры в себя и свои возможности.

Дети от природы наделены стремлением, направленным на исследование окружающего мира, на его познание и собственное развитие. Однако под влиянием родительских установок, школы и общества это стремление может искажаться и теряет свою силу.

Чтобы этого не происходило, родители должны способствовать формированию у ребенка положительной самооценки и чувства самоценности. Это можно обеспечить, предоставляя ему возможность сделать что-либо самостоятельно, что подразумевает принятие ребенком ответственности за некоторый результат. При этом важно учитывать следующие обстоятельства.

  • Необходимо, чтобы степень и характер этой ответственности соответствовали возрасту и развитию ребенка. Задача должна быть ему по силам. Однако нежелательно, чтобы она казалась ему слишком легкой.
  • Ребенка, успешно справившегося с задачей, следует похвалить. Получая похвалу от родителей, ребенок укрепляет внутренний позитивный образ самого себя. Кроме того, он соотносит с этим образом деятельность, связанную с приятными чувствами, и ему хочется чаще повторять ее в дальнейшем.
  • При неудаче не рекомендуется наказывать ребенка и применять к нему какие-либо санкции. Полезнее будет разобраться в причинах, помешавших ребенку добиться успеха, и предоставить ему возможность попробовать сделать это еще раз, при необходимости обеспечив его требующейся помощью.

Безусловная любовь

Не стоит допускать того, чтобы воспитание ребенка превратилось в погоню за достижениями и успехами. Как уже было отмечено до этого, огромное влияние на мотивацию ребенка оказывает его самооценка.

Для построения здоровой самооценки дети больше всего нуждаются в безусловной любви и принятии. Это позволяет им ощущать свою ценность и значимость вне зависимости от внешних обстоятельств, помогает «оставаться собой», способствует психологическому благополучию и гармоничному развитию.

Детям важно ощущать, что родители любят их просто за то, что они есть, а не за их поведение и достижения. Порой ребенок может даже специально вести себя неподобающим образом, капризничать и нарушать установленные правила для того, чтобы проверить границы родительской любви. Разумеется, потакать в этом ему не следует. Однако существует множество способов, с помощью которых родители могут показать свою безусловную любовь, например:

  • проводить время вместе с ребенком;
  • внимательно слушать то, что он говорит (и, что важнее, слышать);
  • интересоваться его мнением и предпочтениями;
  • прощать оплошности и ошибки.

Ребенок, получивший от родителей опыт безусловной любви, научается ценить себя. У него появляется уверенность в собственных силах, что положительно сказывается и на мотивации.

Правильный мотив

Рассмотренные выше рекомендации в большей степени касаются внутренней мотивации ребенка. Но что делать в ситуациях, когда такая мотивация неприменима? Например, когда речь идет о домашних обязанностях.

Если в раннем детстве ребенок получает удовольствие, повторяя за родителем и подражая ему, когда тот готовит или убирает, то вряд ли среди школьников и подростков найдутся любители работы по дому. Ребенок задается вопросом: «Почему я должен делать это?». И здесь на помощь приходит правильный внешний мотив. Ребенка не устроит ответ: «Потому что я так говорю».

Мотивом может быть все, что приносит ребенку положительные эмоции. Ожидание награды поможет ему включиться в деятельность, которая кажется скучной или неприятной. Так, ребенок с большим энтузиазмом приступит к наведению порядка в комнате, если после этого его ждет прогулка в парке или поход с родителями в кафе.

Но это еще не все. Внешняя мотивация, формирующаяся таким образом, со временем может перерасти во внутреннюю. Регулярно занимаясь уборкой, ребенок научается ценить порядок. Он начинает воспринимать себя как аккуратного человека и гордится этим. Он понимает, что так он проявляет свою самостоятельность и готовится к взрослой жизни. С появлением такого понимания эта деятельность начинает приносить ему удовольствие. Тогда внешний мотив переходит во внутренний план.

Формирование устойчивой мотивации — это процесс, который требует регулярных, целенаправленных усилий со стороны родителя, ориентированных на поддержку ребенка и укрепление его самооценки. Справиться с этим самостоятельно порой непросто. В таких случаях бывает полезна помощь специалиста. Детский психолог поможет обнаружить причины трудностей, скорректировать процесс воспитания и выстроить эффективную систему мотивации ребенка.

Иконка просмотров 1376
ТОП статей
Низкая температура тела у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 164788

Низкая температура тела у ребенка

Что делать если у ребенка низкая температура? Жизненно важные функции организма детей требуют опред...

температура без симптомов
24.09.2014
Иконка просмотров 161337

Температура у детей без симптомов

Если у ребенка температура без симптомов? Большинство родителей сразу подозревают, что если у ребен...

Ходьба на пальцах стоп
17.12.2021
Иконка просмотров 117032

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является р...

Синдром желудочной диспепсии у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 87374

Синдром желудочной диспепсии у детей

Одним из основных синдромов патологии верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей является си...

Температура у новорожденного ребенка
23.09.2014
Иконка просмотров 65923

Температура у новорожденного ребенка

Температура у грудного, новорожденного ребенка Родители всегда нервничают, когда подозревают, что у...

У малыша часто холодеют руки и ноги
25.01.2022
Иконка просмотров 65579

У малыша часто холодеют руки и ноги – что делать?

Вы вдруг стали обращать внимание, что у ребенка часто холодеют руки и ноги. Как подсказывает вам род...

Жаропонижающие препараты для детей
07.01.2011
Иконка просмотров 65024

Жаропонижающие препараты для детей

Жаропонижающие препараты для детей. Лихорадка, повышение температуры тела у ребенка Повышение темпе...

Понос, рвота и температура у ребенка
24.09.2014
Иконка просмотров 60481

Понос, рвота и температура у ребенка

У ребенка рвота понос и температура Повышенная температура тела в детском возрасте в подавляющем бо...

Свистящее дыхание у детей
21.01.2022
Иконка просмотров 56935

Свистящее дыхание у детей – астма или …?

Если ребенок дышит с характерным свистом на вдохе, это может указывать на обструктивный процесс в бр...

Как похудеть подростку, девочке и мальчику
30.08.2014
Иконка просмотров 55524

Как похудеть подростку, девочке и мальчику?

Похудение для подростков Еще несколько лет назад проблема лишнего веса и ожирения была, п...

Ритм и тип дыхания у детей
05.09.2015
Иконка просмотров 48910

Ритм и типы дыхания у детей

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Час...

Сыпи инфекционного происхождения у детей
30.07.2015
Иконка просмотров 47878

Сыпи инфекционного происхождения у детей

Принято различать шесть «первичных» экзантем (сыпей): при кори, скарлатине, краснухе, инфекционном м...

Заказать обратный звонок