Когда ребенку нужен логопед?

Когда ребенку нужен логопед?

У некоторых детей возникают проблемы с речью, наблюдаются трудности произношения и обучения чтению и письму. Существуют многочисленные причины, приводящие к таким нарушениям в развитии ребенка. К сожалению, в большинстве случаев родители не могут самостоятельно справиться с проблемами нарушения речи, чтения, письма у их ребенка, хотя их участие, а также участие воспитателей в детском саду или учителей в школе необходимо.

Когда родители должны начать беспокоиться?

В некоторых случаях родители должны обратить внимание на нарушения в развитии ребенка и привести ребенка на осмотр в многопрофильную детскую поликлинику (или пригласить детского специалиста на дом). А именно:

  • в возрасте 6 месяцев ребенок на вас не смотрит или не следит за вами взглядом
  • в этом возрасте не лепечет что-то на своем языке или делает это крайне редко
  • к 12 месяцам жесты ребенка ограничены, и он не может, например, помахать ручкой, как бы говоря «до свидания» (но при этом может не реагировать на просьбы взрослых)
  • в этом возрасте он не произносит первые слоги (например, «па-па-па»)
  • в 2 года он не понимает, что ему говорят взрослые, не произносит 4 или 5 согласных звуков, если его словарный запас очень скуден (менее 50 слов)
  • к возрасту 3-х лет он не может составить правильные фразы, содержащие существительное, глагол и дополнение, не использует местоимение «я», плохо контролирует движения своего языка и губ; речь такого ребенка трудна для понимания, он не может принимать участие в разговоре, не может нормально играть, разговаривая со своими игрушками и имитируя их речь (куклы, машинки)
  • и, конечно, вне зависимости от возраста ребенка, если он заикается (даже иногда), если его речь не льется плавно, а голос либо слишком громкий, либо слишком тихий.

В некоторых случаях необходима консультация не только логопеда, но и детского психолога.

Всегда ли можно вылечить нарушения речи у ребенка?

Небольшие задержки в речевом развитии ребенка можно значительно скорректировать специальными занятиями с логопедом. Но это относится только к тем случаям, когда такие нарушения не связаны с умственной отсталостью или с наследственностью.

Задержки развития устной речи (дисфазия), чтения (дислексия) или письма (дисграфия) иногда трудно поддаются коррекции. Даже после длительных корректирующих занятий с логопедом часто остаются более или менее значительные осложнения.

Бывают случаи нарушения речи у детей, связанные с травмами головного мозга, например, в результате несчастных случаев. Тогда многое зависит от степени тяжести травмы и от индивидуальных особенностей ребенка. Обычно речевые функции в этих случаях возвращаются, поскольку мозг ребенка способен восстанавливаться. Тем не менее, осложнения в этих случаях могут иметь место.

Ребенок начинает очень рано пользоваться устным «пред-языком» для общения. Он может неправильно произносить некоторые слова, но родители его понимают. Позже, в процессе постоянного общения с родителями, его речь постепенно развивается, и в возрасте между 12 и 18 месяцами произносимые им звуки начинают быть похожими на слова. К 2-м годам словарный запас ребенка резко возрастает. Примерно к 3-м годам ребенок начинает строить фразы и совершенно правильно произносить слова, не искажая их.

Можно говорить о задержке развития речи ребенка, если после 3-летнего возраста он не может произнести слова, более сложные, чем «папа» или «мама», не понимает обращенных к нему слов.

Когда нужна помощь логопеда?

Обращаться за помощью к детскому логопеду-дефектологу необходимо во многих случаях. Наиболее частыми причинами для этого являются следующие:

  • расстройства артикуляции, то есть трудности при произношении звуков, слов
  • языковая задержка, то есть трудности при построении фраз
  • трудности в обучении чтению или письму
  • заикание (причем в этом случае коррекцию надо начинать как можно раньше, чтобы избежать закрепления недуга)
  • трудности при счете и решении логических и математических задач
  • нарушения функций глотания и жевания
  • вторичные нарушения, связанные с различными патологиями в организме ребенка, такими как глухота, синдром Дауна, детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм, челюстно-лицевые аномалии (например, аномалии прикуса, высокое узкое твердое небо, неправильное строение зубных рядов, укороченная уздечка языка и др.), осложнения после хирургического вмешательства, черепно-мозговые травмы.

Важно помнить, что для маленьких детей с любыми нарушениями развития, в том числе и с нарушениями речи, крайне важно участие родителей в их жизни, которые должны помочь ребенку общаться с людьми в любых затруднительных положениях.

При первой встрече с ребенком логопед-дефектолог, прежде всего, определяет причины, по которым у ребенка возникли трудности с речью. Это может занять один или два часа, а может потребоваться несколько сеансов.

Врач-логопед должен учесть, не страдал ли кто-то из родителей теми же проблемами в прошлом. Некоторые родители считают, что те трудности, которые были у них в прошлом, не имеют никакого отношения к состоянию их ребенка. Это не так. Если в глазах родителей, например, дислексия не имеет ничего общего с заиканием, врач может установить противоположное.

Логопед задает вопросы об окружении ребенка, о его отношениях с одноклассниками и педагогами, о том, как протекает у него процесс обучения. Все это важно для того, чтобы установить причину, по которой у него нарушена речь. Логопед предлагает несколько тестов, которые помогут ему определить, какие именно затруднения испытывает ребенок и как их можно исправить.

В конце первых сеансов логопед проводит беседу с родителями, объяснив им природу нарушений речи у ребенка. Он подскажет, как должны вести себя родители, а также расскажет, как на его сеансах будет проводиться коррекция речевых нарушений у ребенка.

Возможно, логопед предложить провести некоторые дополнительные обследования, например, исследовать слух, состояние ЛОР-органов, наличие челюстно-лицевых патологий и пр. Возможно, в некоторых случаях потребуется дополнительная консультация детского невролога.

В зависимости от того, насколько сильна патология речи у ребенка, количество сеансов у логопеда может варьироваться от одного до 50 и больше. В несложных случаях обычно проводится от 5 до 30 сеансов (1-2 сеанса по 30 минут в неделю). За это время ребенка обучат правильно произносить звуки. Иногда занятия ведутся в игровой форме. При этом логопед должен обучить и родителей, которые в дальнейшем дома должны закреплять достигнутые успехи. В более сложных случаях (например, черепно-мозговые травмы, дисфазия или значительная дислексия) обычно необходимо посещать логопеда 1-2 раза в неделю на протяжении года или двух, а иногда и дольше, в зависимости от степени поражения.

Заказать обратный звонок