Все мамы и папы желают, чтобы малыш рос здоровым и правильно развивался. Речь сопутствует росту ребенка, но иногда по конкретным или неочевидным причинам задерживается. Поскольку нарушения речи – это и симптом, и фактор сдерживания общего развития ребенка, необходимо предпринять все меры, чтобы устранить их. Самим родителям не справиться, нужна помощь логопеда или логопеда-дефектолога.
Современный логопед
Логопед – специалист, запускающий, улучшающий речь ребенка. Ритм жизни требует от логопеда постоянного совершенствования в профессии, он должен успевать за современным образованием и воспитанием, находить новые технологии работы и совершенствовать старые.
Обратите внимание, что сегодня врачи-логопеды нередко входят в штат сотрудников стоматологических клиник. Междисциплинарное сотрудничество разнопрофильных специалистов позволяет комплексно воздействовать на проблемы развития челюстно-лицевого аппарата ребенка, исправлять прикус, дисфункцию височно-нижнечелюстного сустава.
Специалисты современной логопедии сегодня работают по программам ранней помощи деткам, диагностируя способность к запуску речи детей от 1 года.
Раннее обращение к логопеду
Годовалый возраст – важный предречевой этап, когда формируются предпосылки к формированию и запуску речевой функции ребенка. Малыш уже должен понимать обращенную к нему речь, а некоторые малютки уже говорят первые слова – именно это является объектом изучения логопеда.
Маркеры нарушения речи у малышей:
- не понимает (или не слышит) речь;
- не реагирует на просьбы, команды, игровые мотивирующие моменты;
- понимает речь только опосредованно (от родных людей, в знакомой обстановке).
Многие мамы и папы не понимают, зачем показывать чадо логопеду, когда он ещё не говорит. Между тем, выявленные на данном этапе позволят подготовить его к успешному запуску речи, и в дальнейшем не придется использовать для этого более сложные программы и методы.
Симптомы речевых нарушений
Когда ребенок не говорит в 4 года или перед школой сильно картавит – это очевидные симптомы, которые нуждаются в коррекции со специалистом. Но есть и неочевидные признаки речевой дисфункции, которые необходимо заметить.
Признаки, которые должны быть поводом для обращения к логопеду:
- отсутствие контактности, «комплекса оживления» при виде взрослого в 6 месяцев (обратиться нужно вначале к педиатру и детскому неврологу);
- отсутствие лепета, гуления, слогового говорения к возрасту 1 год;
- в 1,5-2 года у ребенка нет указательного жеста, отсутствуют первые простые слова-слоги: «ба», «ма», «бах», «дай», «на», «му», «би-би» и др.;
- в 1,5-2,5 лет для коммуникации малыш использует собственный язык, общается отдельными звуками, мычанием, жестами без попыток произносить слова;
- малыш просто молчит;
- в 4-5 лет дошкольник сильно картавит, смягчает гласные;
- в 4-5 лет и позже заметно неправильное произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков. Возможно, малыш словно говорит в нос, его речь несвязная, непонятная, словно каша во рту.
Случаев, когда у ребенка с такими нарушениями речь нормализуется сама собой, почти не бывает. Необходимы занятия с логопедом, чтобы научить ребенка правильному звукопроизношению, положению языка и челюстей, развить словарный запас.
Специалисты, работающие с речью ребенка
Современные возможности педиатрии широки. Нарушения речи часто идут вместе с задержкой общего развития, неврологическими патологиями, расстройствами психики, болезнями опорно-двигательного аппарата и лицевого скелета, поэтому в их коррекции должны принимать участие специалисты разных профилей.
Отношение к запуску и развитию речи у деток имеют:
- логопед дефектолог – специалист, который лечит нарушения речи, вызванные поражением головного мозга, других отделов нервной системы;
- сурдолог занимается адаптацией и речевым развитием деток, имеющих расстройства слуха, немых;
- невролог тесно работает с логопедом, если у ребенка темповая задержка речи, заикание, нейропатологии;
- психиатр помогает развивать речь у детей с расстройствами аутистического спектра, расстройствами психики;
- миофункциональный терапевт помогает восстановить тонус мышц лица, отвечающих за правильное звукопроизношение;
- стоматологи-ортодонты исправляют дефекты прикуса, которые могут приводить к речевым дефектам;
- стоматологи хирургического профиля устраняют аномалии, нарушающие звукопроизношение – например, короткая уздечка языка, губ.
Регулярные логопедические занятия обычно организуют с возраста 2-2,5 лет. Малыш младше обычно не понимает, зачем ему выполнять занятия, не может сосредоточиться на взаимодействии со специалистом. Но родители годовалых малышей могут посетить с ребенком логопеда, чтобы выполнить первичную диагностику, получить рекомендации по домашним речевым занятиям.