Хотя сроки становления речи индивидуальны, годовалый малыш должен уже говорить от 1 до 10 слов, иметь в пассивном словаре 30-60 слов. Согласно исследованиям Фонда изучения речи детей РГПУ им. А.И.Герцена, отклонения от данных показателей являются признаками речевых нарушений. Но встречаются неговорящие или малоговорящие дети 2, 3 лет – почему это происходит? Как помочь ребенку заговорить, когда стоит обратиться к врачу?
Реперные точки развития речи детей
Чтобы понять, соответствует ли речевое развитие вашего ребенка возрастным нормам, нужно сравнить его достижения с ориентировочными, или реперными, «точками».
Средние уровни речевого развития нормотипичных деток:
- 3-6 месяцев – активное гуление, к полугоду-году переходящее в произношение долгого гласного или слогов.
- 12 месяцев – первые слова (мама, баба, дай, на).
- 2 года – говорение простыми фразами.
- 3 года – свободное говорение, умение связно рассказать о чем-то, выучить и рассказать стихотворение.
- 4 года – свободное говорение без грамматических ошибок, с нужными падежами, предлогами, частями речи.
- 5 лет – умение свободно составлять рассказ. Речь с произношением всех нужных звуков.
- 6 лет. Связная правильная речь, большой словарный запас.
Нужно обращать внимание не только на активный словарный запас малыша, но и на понимание речи, его реакцию на близких или чужих людей, готовность следовать просьбам, инструкциям. С года малыш уже знает, как его зовут, откликаясь на имя.
Есть детки-молчуны, которые до определенного возраста имеют увеличивающийся пассивный словарь, но при этом не очень активно говорят. Запустить речь у таких мальчиков и девочек можно при помощи специальных игр и приемов, которые рекомендуют логопеды, дефектологи, неврологи.
Когда обращаться к врачу?
Отсутствие активной речи или неправильное произношение звуков ребенка 1-2 лет – это возрастная норма. Если малыш развивается нормально, у него нет задержки развития и сложного анамнеза, корректировать речь нет необходимости, а лечить – тем более. В этом возрасте родители должны уделять больше внимания развивающим занятиям, играм, активно общаться, избегая «сюсюканья».
Повод для беспокойства определенно есть, если в раннем возрасте у ребенка есть отставание в физическом развитии и весе, имеются соматические, неврологические патологии. Педиатр должен наблюдать за развитием таких детей, назначать консультации узкопрофильных врачей, а при необходимости – лечение. Общее здоровье малыша – важное условие для правильного запуска речи.
Если ребенок не говорит в 2,5 лет, это повод обратиться к логопеду. В этом возрасте уже можно заметить функциональную задержку речи и вовремя скорректировать логопедическими методами. Задача родителей – выполнять все рекомендации врача и повторять в домашних условиях с ребенком все упражнения, которые показал специалист.
10 занятий для активизации речи ребенка
В возрасте 1,5-2 лет, когда малыш впитывает все знания, нужно заниматься с ним каждый день, стимулируя говорение и формируя пассивный словарный запас. Важно занятия из рутины превратить в интересные игры, которые ребенок будет поддерживать с удовольствием.
Ветерок
Дуть на перышко, положенное на стол, стараясь сдуть его со стола. Губы вытягивать трубочкой.
Кошечка
Слизать с блюдца капельку варенья языком. Кто быстрее это сделает?
Трубочка
В миску налить воды, поместить на поверхность бумажный кораблик. Через трубочки нужно дуть на кораблик так, чтобы он быстро плыл.
Повторюшки
Многократно произносите те слоги, которые произносит малыш. Он постарается повторять за вами.
Мелкая моторика
Перебирайте пальчиками фасоль или камушки, складывайте мозаику, устраивайте пальчиковые рисунки. Можно шнуровать специальные игрушки, нанизывать бусины, рисовать по рассыпанной крупе пальцами.
Чтение
Возьмите за правило хотя бы несколько минут в день читать книжки, рассматривать картинки и составлять по ним фразы.
Пение
Пойте с малышом что угодно под хорошую музыку, танцуйте в такт.
Разговоры
На прогулках рассказывайте ребенку, что видите вокруг, называя предметы, цвета, качества предметов. Ср=оставляйте интересные сказочки.
Вопросы-ответы
Задавайте вопросы малышу, чтобы он пытался дать ответ. Если чадо пока вообще не говорит, спрашивайте, а затем сами отвечайте, чтобы ребенок слышал правильный строй речи.
Творчество
Важно не только заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, но и составлять рассказы по работам, называть цвета, описывать характеры и т.д.
Что вредно для речи:
- долгое сосание пустышки;
- постоянный просмотр мультиков;
- подстраивание под произношение малыша;
- неправильное произношение («сюсюканье»);
- немедленный ответ на жестовый язык;
- порицание, высмеивание неправильного произношения.
Будьте внимательным родителем, благодарным слушателем, и результат не заставит себя ждать. Если же развитие речи малыша вызывает у вас беспокойство – не медлите, обратитесь за консультацией к логопеду.