Гиперактивность

Гиперактивность

В любом детском коллективе сразу видны дети с повышенной гиперактивностью. Они постоянно крутятся-вертятся, то безудержно веселятся, то вдруг переходят от веселья к агрессии. Во время общения они перебивают собеседника, говорят быстро, путано, часто не могут закончить фразу, излишне жестикулируют. Их движения резкие и порывистые, они часто падают, спотыкаются, налетают на разные препятствия. На занятиях им трудно усидеть, они часто вскакивают, перебирают руками предметы, ручки, карандаши и т.д. Такие дети жаждут общения, но не умеют строить долговременных отношений. Им быстро надоедают игры, в которые они сначала радостно включаются, а потом быстро остывают. И так во всем.

Уже лет с трех-четырех родители замечают, что их умненький и любознательный малыш ни на чем не может сосредоточиться: начинает лепить из пластилина – бросает, просит рассказать сказку – недослушав хватает краски, рисует, бросает, принимается собирать конструктор. Ребенок быстро утомляется, но продолжает двигаться и все хватать, или, еще хуже – визжать, откручивать, выламывать, плакать, смеяться, ныть. Родители и родственники приходят в ужас от такого поведения, обвиняя себя и друг друга в том, что плохо воспитывают ребенка. Многие грешат на кризис раннего детства, когда возникает конфликт между «как надо» и «я хочу», тогда трех-четырех летний ребенок часто становится трудноуправляемым. Но он взрослеет, а кризис все не проходит. И воспитание часто ни при чем. Родители должны знать наверняка, что, скорее всего это синдром гиперактивности и дефицита внимания – одно из самых распространенных расстройств нервной системы, или просто буйный темперамент. Чтобы в этом убедиться, необходимо показать ребенка хорошим специалистам: психотерапевту, детскому психологу и неврологу.

Надо понимать, что гиперактивность – это психологический статус, а не болезнь, он пусть и не исправляется совсем, но вполне корректируется. Шустрый, непоседливый ребенок не превратится в спокойного и покладистого, но научится жить в мире с окружающими и самим собой, будет стабильно успевать в школе. Пока ребенок не пошел в школу, эта особенность списывается на излишнюю эмоциональность и темперамент. Но с начала обучения ему и родителям придется очень трудно, т.к. программа среднеобразовательной школы не рассчитана на детей, имеющих какие-либо синдромы.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания мешает ребенку идти в ногу со всем классом. Родители, вовремя не обратившиеся к специалистам по каким-то причинам, могут пойти самым простым путем, медикаментозным. Они начинают по своему усмотрению давать успокаивающие медикаменты, чего делать нельзя, ведь применение ноотропных и психотропных препаратов чревато серьезными побочными эффектами, кроме того, они имеют множество противопоказаний. Если их отменить, все симптомы возвращаются и еще больше усугубляются. Медикаментозное лечение можно применять только по серьезным показаниям и только под контролем врача.

Обязательно маленькому человеку помогут занятия специальной коррекционной гимнастикой. Она заново «переделывает» и пускает развитие двигательной сферы ребенка по нормальному пути. Ведь одни и те же отделы мозга отвечают и за двигательную активность и за способность концентрировать внимание. Ребенок становится менее тревожным и напряженным, у него улучшается память; поведение становится более спокойным, настроение без резких перепадов. Но такая гимнастика требует собранности и самодисциплины. Чтобы был эффект, заниматься ею придется каждый день не менее двух лет. Какие бы специалисты не занимались ребенком, основной фактор коррекции гиперактивности – это спокойная обстановка в семье, оптимально удобный режим, полезная еда: ограничение шоколада и отказ от кофе и газированных напитков, длительные прогулки на свежем воздухе, причем в местах, где не надо ограничивать свободу движения (парки, лесопарки).

Дети, с рождения эмоциональные, но лишенные возможности выплеснуть энергию, могут приобрести такой синдром. Перенаселенность мегаполисов, плохая экология, малоподвижный образ жизни, напряженные отношения в семье или дефицит внимания родителей, дают такой результат, как гиперактивность. Надо как можно раньше пересмотреть стиль жизни ребенка и свой, ведь чем он старше, тем труднее скорректировать его психологический статус. И как бы не хотелось родителям дать ребенку побольше знаний и умений, нельзя его переутомлять. Откажитесь от поездок в общественном транспорте, ограничьте нагрузку вне школы. Выставляйте ребенку четкие границы дозволенного, даже если он будет постоянно их нарушать. Терпеливый взрослый способен сгладить противоречия характера, и наладить гармоничные отношения с окружающим миром, спокойно и твердо стоя на своем и раз за разом объясняя, что так делать нельзя и почему. Такое под силу профессиональному психологу, а родители часто не могут справиться, заканчивая воспитание ремнем. Но это не помогает и взрослые выходят их себя, видя свое бессилие. Они начинают воспринимать ребенка как своего противника, отгораживаются, отмахиваются от него.

Самая правильная линия поведения с такими детьми – строгость и сдержанность. И никто не отменял похвалу за даже небольшие успехи. Если родители в силу характера, молодости, занятости не могут обеспечить правильное воспитание, надо искать человека, который с этим справится. Будь то умудренные жизнью дедушки – бабушки, или знакомый педагог, тренер – главное, чтобы он смог найти общий язык с ребенком и быть для него авторитетом. Найдите сферу, где он может быть успешным. Выбирайте занятия, связанные с плавными движениями: бальные танцы, плавание, фигурное катание, лыжи; очень полезны занятия пением, декламирование стихов, придумывание рассказов и сказок. Направляйте энергию гиперактивного чада в нужное русло. Именно из таких детей получаются гениальные поэты, артисты, журналисты, политики, спортсмены. Главное – не оставлять ребенка один на один с его проблемой.

Заказать обратный звонок