Расстройство аутистического спектра (РАС), или «Аутизм» — это диагноз, который звучит для многих родителей приговором. Между тем, клиническая картина заболевания постепенно выходит из тени. Современные врачи научились управлять болезнью, смягчать симптоматику и влиять на развитие ребенка, поэтому дети с разными формами РАС могут учиться, заниматься творчеством и адаптироваться к окружению.
Болезнь или нет?
Аутизм внесен в международную классификацию болезней (МКБ) 10-го пересмотра под кодом F84.0 в группу психических расстройств. Врачи склонны считать, что это не заболевание, а именно расстройство, выражающееся в нарушении коммуникативных способностей.
Докт.биол.наук Т.Строганова, руководитель Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ и директор Московской лаборатории исследования аутизма, утверждает, что природа аутизма все-таки биологическая. Неспособность общаться преимущественно возникает из-за некоторых дефектов в геноме ребенка, но важны и факторы среды.
По словам Т.Строгановой, в 30% случаев нарушения дети имеют сохранный интеллект, могут успешно учиться и работать, если создать им подходящие условия. Дети с нарушенным интеллектом поддаются коррекции. Это процесс очень длительный, с медленным продвижением к результатам, но он очень нужен для развития ребенка и облегчения родительского ухода за ним.
Прорывные открытия в изучении аутизма
Центры изучения аутизма существуют во многих развитых странах. Ученые наблюдают развитие младенцев, появляющихся в семьях, где уже воспитывается ребенок-аутист. При наличии аутиста в семье риск нарушения у других детей – 10-15%, поэтому ученые могут проследить, как именно оно формируется, когда проявляется. Соответственно, специалисты делают попытки ранней коррекции детей высокого риска, и уже получены положительные результаты такой работы.
Выводы, которые меняют взгляд на проблему РАС:
- младенцы, у которых в более позднем возрасте диагностируется аутизм, до года почти не отличаются в развитии, приобретаемых навыках от здоровых сверстников;
- поскольку диагностика РАС у младенцев имеет трудности (новорожденные в силу возраста не общаются), ученые исследуют возможность диагностировать расстройство по сенсорным маркерам – зрению, слуху, обонянию. Нарушение нейросенсорики можно зафиксировать уже в 2,5-3 месяца, это изменит диагностический подход и откроет возможности ранней диагностики и ранней коррекции;
- при открытии механизмов, приводящих к нарушениям функций при РАС, можно будет найти и способы лекарственной компенсации нарушений. Исправить дефектный ген врачи не смогут, но вполне реально можно будет сохранить его функцию, корректировать воздействие на организм;
- выявлено, что аутизм – это не единое заболевание, а широкая группа расстройств, которые схожи по некоторым проявлениям. Поэтому подход к лечению должен быть всегда индивидуальный, соответствующий конкретной клинической ситуации.
Ученые утверждают, что лечить сам аутизм не нужно. Лечению подлежат сопровождающие РАС другие соматические и психические заболевания – они встречаются у аутистов чаще, чем у других.
Как можно преодолеть проявления аутизма
Российские и зарубежные врачи сходятся в выводах, что ранняя специализированная помощь детям с риском или первыми признаками РАС сводит к минимуму вероятность выраженных проявлений. Каждый ребенок при таком подходе, тесном взаимодействии родителей и врачей сможет учиться, а при достижении совершеннолетия – получать профессиональное образование и работать.
Важные моменты лечения:
- замечено, что у детей с аутизмом часто наблюдаются нарушения сна, пищеварения, судороги. Если успешно скорректировать эти побочные проявления, общее состояние ребенка значительно улучшается, повышается обучаемость, внимание, поведение;
- нет общей универсальной терапевтической схемы для лечения РАС. Каждому юному пациенту подбирают препараты, улучшающее его состояние, из групп антипсихотических средств, антидепрессантов, противосудорожных, психостимуляторов;
- поскольку дети с РАС более восприимчивы к лекарственным препаратам, в их лечении важно использовать метод небольших доз;
- среди методов немедикаментозной терапии наиболее эффективно показали себя когнитивно-поведенческий подход, раннее приучение к социальным навыкам, логопедическая коррекция, сенсорная терапия.
На сегодняшний день нарушение считается неизлечимым, оно сопровождает человека всю жизнь. Однако своевременная и правильная коррекция позволяет достигать значительного улучшения состояния. Многие дети, которыми занимаются родители и врачи, достигают поразительного прогресса, когда проявления болезни практически исчезают, а дети ощущают себя комфортно, достигают личной эффективности в работе, творчестве, взаимодействии с другими людьми.