Заикание, логоневроз у детей

Ребенок заикается

Заикание у детей (то есть, речевые судороги с нарушением плавности речи, частыми перебоями, повторениями звуков, слогов и слов) является патологическим условным (приобретенным) рефлексом и классифицируется по типу как логоневроз. Как и все условные рефлексы, логоневроз у детей возникает при жизни ребенка, но генетически не закрепляется, то есть не передается по наследству. Ребенок может наследовать только потенциальную склонность к заиканию.

Длительность речевых судорог при детском заикании может весьма различаться, в относительно простых случаях составлять 0,2-0,3 секунды, но в тяжелых случаях может доходить до 90 секунд.

Если ребенок заикается, то это не является симптомом конкретного заболевания (или синдромом), а свидетельствует о заболевании ЦНС (центральной нервной системы) в целом. В общем случае, если ребенок начал заикаться, это связано с нервным срывом в функционировании коры больших полушарий головного мозга, который может быть подготовлен предыдущим состоянием нервной системы (то есть ее готовностью к отклонениям) или определенными неблагоприятными внешними факторами.

Почему ребенок заикается

Устная речь является сложным взаимодействием (своего рода «игрой по определенным правилам») определенных физиологических функций и действий, причем это взаимодействие контролируется и управляется головным мозгом. В устной речи должно быть правильно скоординировано дыхание, вокализация (звуки), артикуляционные факторы, причем их согласованность должна достигать долей секунды. Формальной причиной заикания у детей является нарушение такой согласованности.

Но истинные причины логоневроза (медицинские причины детского заикания) до сих пор не ясны. Каждая из существующих теорий заикания (психодинамическая, нейропсихологическая, генетическая, брейкдаун-теория, теория подражания и другие), подвергается критике и не может объяснить полностью весь феномен заикания. Но есть некоторые, надежно подтвержденные, представления о причинах заикания у детей, которые свидетельствуют, что появление заикания может быть связано с целым комплексом факторов или причин. Обычно эти факторы разделяют на несколько групп.

Факторы предрасполагающие. Неврологические и невропатические особенности ребенка (например, повышенная раздражительность и эмоциональность, энурез, ночные страхи), наследственная слабость и патология речевого аппарата, поражения и патологии головного мозга (например, родовые травмы, асфиксия, а также развитие поражений в периоды после рождения).

Неблагоприятные условия и причины. Общая физическая ослабленность ребенка, возрастные и половые особенности функционирования головного мозга (речевая функция мозга формируется довольно поздно, причем более медленно созревает у мальчиков, чем у девочек). Чрезмерно быстрое развитие речи в раннем возрасте вследствие сильного влияния общения со взрослыми, и при этом – недостаточность таких контактов (характерный физиологический признак – повторение и дублирование слов и слогов, ребенок как-бы торопится). Психологические проблемы у ребенка, вплоть до повышенной агрессивности и реактивности, из-за отсутствия нормальных отношений со сверстниками и взрослыми. Недостаточное развитие моторики (артикуляционных движений), запоздалое развитие чувства ритма. Различные общие заболевания, приводящие к истощению нервной системы (например, корь, коклюш).

Социальные и общепсихологические причины. Неровное воспитание и неровные отношения в семье с закреплением в сознании отрицательных эмоций, незавершенность конфликтных ситуаций. Психическая травма (особенно – одномоментная в виде испуга, или длительная – например, переучивание леворукости). Подражание, причем в длительное периоды, заикающемуся ребенку или взрослому.

Установлено, что влияние различных факторов и причин на появление логоневроза у детей, различно. Согласно статистике, доля психогенных факторов, особенно в первые годы жизни, составляет около 70% (и надежно исключается в 20%), неврологических – 20%, наследственных – не более 8%.

Также надежно установлено, что заикание у детей не является патологическим нарушением психики, не является признаком какого-либо другого заболевания, а представляет самостоятельное нарушение.

Заикание у детей, лечение

Когда ребенок начинает заикаться, родители обычно ищут не причины логоневроза, а способы его лечения. Если, по их мнению, ребенок начинает заикаться, то в первую очередь необходимо установить точный диагноз этого нарушения, что (по специфическим симптомам) может сделать только детский логопед. В отношении младших детей подозрения у родителей возникают довольно часто (под «подозрение» попадает каждый пятый ребенок), но только в 5% они подтверждаются, причем гораздо чаще у мальчиков.

Считается, что заикание у детей, особенно в раннем возрасте, поддается успешному терапевтическому лечению для облегчения симптомов, однако в ряде случаев, при невозможности устранить причины, это нарушение практически не излечимо. Во взрослом возрасте это нарушение лечится гораздо труднее и с гораздо меньшим успехом.

Современные методы терапевтического лечения заикания у детей весьма индивидуальны и определяются выявленными причинами появления этого нарушения и особенностями его протекания. Поэтому детские логопеды (например, в детской поликлинике «Маркушка», Москва) для диагностики и лечения заикания у детей привлекают врачей других специальностей (педиатров, детских неврологов, детских и подростковых психологов, врачей-физиотерапевтов). Для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения логоневроза

Как правило, методы лечения логоневроза у детей являются комплексными и включают логопедические занятия (гимнастика речи, коррекция ее моторики, коррекция дыхания и темпа речи, развитие слухового внимания, расширение словарного запаса, упражнения по логопедической ритмике и др.), занятия с психологом и психотерапевтом (устранение страха речи, фиксации внимания на дефекте речи, устранение стрессовых ситуаций в связи с нарушением речи, коррекция контактов с окружающими людьми, разработка комплексов самостоятельных аутогенных тренировок, поведенческая терапия). В случае необходимости временно используется поддерживающая медикаментозная терапия (успокаивающие препараты, миорелаксанты для снятия спазма речевых мышц). Для правильного и нормального развития психики ребенка, по рекомендациям педиатров, обязательно проводится работа (в виде комплексов упражнений) по физическому развитию.

Ребенок начал заикаться. Советы родителям

Если ребенок начал заикаться, то родителям следует отнестись к этому нарушению максимально внимательно и выработать определенную линию поведения с учетом следующих советов.

Общая обстановка для такого ребенка должна быть максимально спокойной (например, желательно исключить мультфильмы с быстро меняющимся сюжетом, дополнительные занятия, требующие напряжения). Проблемы быстро усугубятся, если дразнить ребенка, наказывать или запугивать. В обычной обстановке лучше не замечать заикания ребенка, а просто внимательно и терпеливо его выслушивать. Это же касается обстановки для детей, уже проходящих лечение от заикания.

У совсем маленьких детей это нарушение может исчезнуть и без терапевтического лечения. Замечено, что у некоторых маленьких детей (по оценкам — до 20%) может быть период «неплавной» речи, который некоторыми родителями может быть ложно принят за начало заикания. Но если ребенок стал заикаться снова (после того, как заикание временно исчезло), или это нарушение оказывает явное влияние на общее развитие речи, то необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Не следует надеяться, что заикание у ребенка снова пройдет само по себе.

Считается, что лечение заикания у детей можно и целесообразно начинать в возраста двух лет, причем чем раньше родители обратились к врачу, тем благоприятнее прогноз. Если лечение начинать в возрасте, близком к пубертатному периоду, то вероятность уменьшения симптомов, и тем более излечивания, крайне низка.

Родители должны понимать, что терапевтическое лечение не всегда будет успешным. Но если удалось достигнуть хорошего результата, то заикание может вернуться опять. Это происходит в случае возврата прежних или появления новых ситуаций, травмирующих психику и нервную систему ребенка. Поэтому такие ситуации надо полностью исключить из жизни ребенка.

Лечение заикания у детей всегда длительное и требует постоянного участия родителей (например, при выполнении домашних заданий детского логопеда). Поэтому обещания некоторых «специалистов» о возможности быстрого успеха нельзя рассматривать как серьезные.

Детские сады логопедические или с логопедическими группами

Дети почти всегда копируют особенности речи окружающих, и не только родителей. Поэтому, если нет достаточных оснований для посещения логопедического детского сада или логопедической группы, то отдавать туда детей не рекомендуется. Если ребенок не имеет существенных проблем с речью, то есть риск, что эти проблемы в таком ежедневном окружении могут только усилиться. В логопедический детский сад или в логопедическую группу детей можно отдавать только по медицинским показаниям, по направлению детского логопеда.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите