Воин или миротворец? И воин и миротворец

Февраль – суровый месяц. Поневоле ассоциируется с суровым характером мужчины-воина, который борется со злом и всем воздает по заслугам, руководствуясь «мужской» этикой справедливости, в традиции которой воспитывают мальчиков в большинстве современных стран. Для нашей цивилизации сила—это «божество», которому поклоняются тысячелетия и ставят вечные вопросы: кто кого? кто сильнее? кто круче?

Все страны имеют свои границы, которые нужно защищать. Также и люди должны уметь защищать свои границы, свою семью, дом и права от посягательств врагов. «Мальчики—всегда будущие солдаты, защитники». Такими словами их и поздравляют в День Защитника Отечества. Солдат должен убивать, если потребуется, а женщина должна рожать, быть матерью. В культурах разных стран просматривается героико-романтический ореол, окружающий зловещий смысл предназначения мужчин и женщин: рожать и убивать. И нет этому конца, как нет конца войнам и конфликтам.

Почему так происходит и что делать?

Младенец рождается с добром ко всему миру. По мере взросления ребенок начинает понимать, что мир не так добр, как ему казалось, многие люди вовсе не добродушны, а напротив, агрессивны. Мальчики дошкольного возраста, не умея пока контролировать свои реакции на поступки окружающих, спешат затеять драку. Запрещать или разрешать драки – вопрос, волнующий многих психологов и педагогов. Их мнения разделились. Конечно, идеальная драка та, которую смогли избежать. С раннего детства ребенка нужно учить искусству решать конфликты мирным путем до тех пор, пока это возможно. Применять физическую силу можно в крайнем случае, когда другого выхода не остается, когда сдерживание противника словесно не работает, и он применяет силу, или жизни ребенка угрожает опасность. Главное, не растеряться и правильно среагировать на ситуацию. Иногда, внезапно нанесенный удар на словесные угрозы даст возможность убежать или связаться с взрослыми.

Необходимо объяснять сыну, что нельзя бить по голове и лицу, рассказать про наиболее уязвимые участки человеческого тела, про приемы, которые нельзя применять, если нет угрозы для жизни. Не все родители могут справиться с этой задачей, поэтому лучше обратиться к спортивному тренеру. Только к 15 годам дети могут адекватно оценивать силу своего удара и его последствия.

Не бить первым без необходимости, не оскорблять людей, а только защищать себя словесно, пока не дошло до драки. Но все же, не надо загонять ребенка в жесткие рамки, ведь бывают ситуации, когда физическая агрессия в ответ на словесную действует на противника отрезвляюще и драки не происходит.

Все мальчики с рождения – воины первопроходцы, склонные к риску. Этим пользуются некоторые взрослые, чтобы привлечь подростков к неблаговидным делам и использовать в своих целях. Поэтому важно рассказать сыну, что есть не совсем здоровые психически люди. Или, не умеющие объяснять свои чувства и желания словами (поэтому они дерутся и толкаются). Надо научить сына анализировать конфликтную ситуацию и не допускать ее. Если задиры сами пристают к сыну, он должен предупредить «я не хочу с тобой общаться, ты толкаешься, дерешься, обзываешься» и т.д. Предупреждаю, что дам тебе сдачу, а не поможет, обращусь к взрослым!» Это не будет ябедничеством, так как сын предупредил и старался не доводить до конфликтов.

Ребенку надо уметь рассчитывать свои силы и просчитывать действия, чтобы не рисковать зря. Но, в ситуациях, когда в нем кипит гнев, он чувствует себя оскорбленным, но вынужден сдерживаться так, как его учили, что драки лучше избегать, обиды и злость накопятся и дойдут до критической точки. Мальчик, в состоянии аффекта может тяжелым предметом проломить обидчику голову. Поэтому, не стоит уж очень сдерживать сына, пусть дает сдачу, а обидчик на себе почувствует последствия своего поведения.

В идеале, надо учить ребенка действовать по ситуации, рассказывая случаи из жизни, и интересуясь, как бы он поступил. Читать и обсуждать книги, смотреть фильмы на эту тему, объяснять, что агрессия порождает агрессию, и большого уважения заслуживает умение предотвратить нападение и драку. Мужчина, решивший конфликт по-доброму не перестает быть мужчиной. Если он сумел объяснить сопернику его неправоту, да еще убедить, что справедливое отношение к людям пойдет ему на пользу и изменит его жизнь к лучшему, то такой человек заслуживает восхищения. Это дано немногим и требует недюжинного ума и таланта. Хорошо, когда мальчики это понимают и стремятся к этому.

Надо убеждать сыновей включать прежде разум, а не следовать инстинкту первобытного охотника и воина. В наши дни самые успешные мужчины – думающие. Сила, ловкость должна дополнять ум, без ума и хорошо наполненных мозгов, сила – глупое оружие.

У поэта Окуджавы много стихов, посвященных войне, и для всех, побежденных и победителей, война является абсолютным злом, а не возможностью показать лихость и отвагу, приобрести опыт, чтобы стать настоящим мужчиной. Пока есть военные опасности, будут и солдаты, защитники. Мы благодарны им за это.

На сильного человека всегда найдется более сильный. Поэтому драться невыгодно и конфликтовать нерационально. Лучше думать, как договориться и на каких условиях. Не получается договориться – приходится воевать. Но надо понимать, что солдаты, военные, чтобы защитить мирных жителей и свою страну, не только рискуют жизнью, но и берут грех на душу, убивая себе подобных.

Из полководцев заслуживают любовь и уважение народа те, кто думал, как сохранить жизни своих солдат и обойтись малыми человеческими жертвами. С детьми надо изучать военную историю нашей страны и размышлять, почему произошел тот или иной конфликт. И учить детей тому, что все, что бы ни делал человек, должно служить для приумножения добра в нашем мире.

Мужчины, отцы которых, чуть что, лезли в драку, ради своих сыновей обязаны стать миротворцами, показать им, как избегать конфликтов, и не подначивать: «не будь нытиком», «уничтожь обидчика», «вмажь ему как следует». А если сын дал сдачу обидчику не надо с восторгом говорить: «здорово ты ему врезал», «так ему и надо», «молодец, сынок». Правильно сказать: «что ж, человек не понимает слов, и тебе пришлось постоять за себя. В этом случае глупо не воспользоваться кулаками».

Впереди идет сержант.

На груди – лиловый бант.

А в глазах его печальных –

и надежда, и талант.

Он не любит воевать.

Он не хочет убивать.

Он ничьи не может жизни

у природы воровать.

А за ним идет солдат.

Не высок, не бородат.

Он такому командиру

и признателен, и рад.

У него в дому жена.

Не нужна ему война.

А уж если разобраться,

то кому она нужна?

Впрочем, эти двое – сон

в обрамлении погон,

исключение из правил,

а не норма, не закон.

Ведь у прочих все не так:

все — вояки из вояк,

а с вояками такими

уцелеть нельзя никак.

Булат Окуджава

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите