Дети отличники. Синдром

В начальных классах школы из 30-40 детей на «отлично» учатся 3-4 ребенка, а до выпускного класса отличниками остаются максимум 2 человека на всю параллель.

Дети отличники

Дети отличники обладают прекрасной памятью, они очень способны, им легко даются все предметы. Если такой ребенок рождается в благополучной семье, он имеет все шансы получить золотую медаль и стать гордостью школы и родителей.

Редко, когда ребенку учеба дается очень легко, и ему неинтересно в своем классе, да и в школе, так как он обгоняет своих сверстников и проходит школьную программу, и уже лет в 13 поступает в институт. Природные вундеркинды так же редки, как и гении.

Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке. Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду.

В основном же дети отличники – это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку. Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же – понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка (и он очень боится их огорчить). Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.

Синдром отличника

Уже в средних классах ребенок отдает явное предпочтение некоторым предметам, например, гуманитарным, а другие ему приходится тянуть на «пять», чтобы поддержать статус отличника. Такой ребенок привыкает быть первым в учебе, и то, что вдруг какой-то предмет не очень ему дается, сказывается на его самооценке, и он легко впадает в уныние. Часто, подводя итоги в конце года, учитель говорит, что на одного отличника в классе стало меньше. Одноклассники воспринимают это с чувством удовлетворения. И если у ребенка какие-то комплексы, и он отличной учебой компенсировал их, пытался отличными оценками получить одобрение и любовь родителей, или, еще хуже, боялся наказания за плохие оценки, то в этом случае депрессия и нервное расстройство ему обеспечены.

Синдром отличника у ребенка. Как избавиться?

Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга (левого полушария, височных областей и лба). Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет.

Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко. Ребенок должен и наиграться с друзьями (на которых нужно время) в разные игры («дочки-матери», «казаки-разбойники») и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели (например, в среду), предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы – в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение.

Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы – интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими. А девочки часто вырастают в аутизированных женщин. Несмотря на наличие у них качеств, привлекающих мужчин, такие женщины, выходя замуж, постепенно замыкаются в себе, а их родные очень страдают от этого.

Стремление побуждать детей доводить все до совершенства, может сформировать у них шизоидный тип личности. Такому типу шизофрении присуще решение абстрактных задач, при том, что с человеческими эмоциями большие проблемы.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите