Развитие у ребенка чувства времени

Время нельзя потрогать и увидеть. Но разговоры о нем постоянно сопровождают жизнь ребенка. Например, мама торопит малыша, говоря: «Одевайся быстрее, у нас осталось полчаса», или «посиди спокойно хотя бы пять минут». Ребенку сложно понять разницу между разными промежутками времени. Поэтому уже с полутора лет, с раннего дошкольного возраста, можно начинать занятия по формированию и развитию у ребенка чувства времени.

Разное время суток

Прежде всего, стоит обратить его внимание на разное время суток. Утром за окном светает, все говорят друг другу «Доброе утро», днем светло, все говорят «Добрый день», вечером темно – «Добрый вечер». Перед сном говорят «Спокойной ночи». Пусть малыш так приветствует близких. Объясняйте ему события, происходящие в течение дня. Утром все завтракают, папа уходит на работу. Днем прогулка и обед, вечером передача по телевизору «Спокойной ночи, малыши!», папа приходит с работы, перед сном – чтение книжки.

Времена года

О временах года рассказывайте на прогулке. Летом трава и деревья зеленые, поют птички, тепло, солнышко рано встает и поздно ложится, день длинный. Зимой день короткий, утром темно, холодно, снег. На примере деревьев у дома или в парке, расскажите о временах года. Чтобы объяснить понятия времени такие как: сначала, потом, раньше, позже, читайте ребенку сказки, где хорошо обозначена последовательность действий. Например, такие сказки как «Курочка ряба», «Репка», «Три медведя» и другие построены на повторении, что помогает малышу уловить последовательность действий, очередность смены персонажей. Например, в сказке «Репка» сначала дедка тащит репку, потом бабка, потом внучка и так далее.

Повседневные действия и комментарии

Очень полезно комментировать повседневные действия — сначала мы с Танечкой умоемся, а потом пойдем завтракать. Обычно к трем годам ребенок овладевает основными понятиями времени. Попросите его сначала поставить на стол тарелку, потом положить ложку и так далее. Если ребенок справился – хорошо, можно знакомить его с понятиями «быстро» и «медленно». Например, покатайте с ребенком машинку медленно и быстро и пусть он сам ее так покатает. На прогулке меняйте темп ходьбы, идите то быстро, то медленно. Помашите руками как птицы быстро и медленно со словами «быстрее», «медленнее», поприседайте, попрыгайте, понаклоняйтесь в разные стороны, покружитесь.

С трех с половиной лет ребенок уже может понять, что такое ускорение и торможение, что косвенно способствует развитию у детей чувства времени. Очень полезная игра — машинка на пульте управления или детская железная дорога. На наглядном примере ребенок знакомится с этими понятиями.

Песочные часы

По возможности приобретите песочные часы. Понаблюдайте с ребенком, сколько действий происходит за минуту, три, пять. Например, проехала машина, прошел человек. Потом попробуйте, чтобы ребенок что-то сделал за эти промежутки времени сам. За минуту причесался, за три – умылся. За пять — нарисовал картинку. На прогулке с секундомером узнайте расстояние, которое можно пройти за минуту, две или три. Песочные часы можно заменить водяными, измерив вытекаемое за минуту количество воды из отверстия в пластиковой бутылке. Пусть малыш сравнивает количество воды, вытекшее в тазики за разные промежутки времени.

Знакомство с обычными часами

Знакомить ребенка с часами можно только когда он легко считает до двадцати. Обычно это происходит к пяти годам. Циферблат можно сделать самим, нарисовать цифры, прикрепить одну часовую стрелку, так как дети до шести-семи лет не способны видеть минутный и часовой циферблаты одновременно. Когда ребенок будет легко называть целые часы, передвиньте стрелку ровно между цифрами, объяснив, что, например, если стрелка между цифрами 4 и 5, то это четыре часа с половиной. Далее передвиньте стрелку ближе к пяти, это немного меньше пяти часов. Если передвинуть ближе к четырем, то это четыре часа с небольшим. Пока нельзя объяснять, что четыре часа десять минут – это десять минут пятого. Или четыре часа пятьдесят пять минут это без пяти минут пять часов. Для ребенка пока это сложно. Только после того, как ребенок все усвоит и не раньше шести лет, ему можно объяснить назначение минутной стрелки. Пусть он сначала выставит на циферблате пять, десять, пятнадцать минут, а уже потом три, семь, двенадцать и так далее. Объяснение сложных понятий «четверть седьмого», «без четверти семь», «восемнадцать часов десять минут», «без десяти восемь» лучше отложить до школы.

Чувство времени у детей

Знакомство с представлением о времени, развитие у детей чувства времени, помогает скорректировать поведение ребенка. Если он медлительный, определенные временные рамки «поторопят» его, и наоборот, непоседливого, шумного ребенка поможет «притормозить». Но если поведение ребенка не поддается коррекции, на него жалуются в саду или школе, посоветуйтесь с детским психологом и детским неврологом. Так как у детей бывают трудности с концентрацией внимания.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите