Нарушения речи у детей. Основные виды

Нарушения речи у детей. Основные виды

Дизартрия. У ребенка нарушается вся произносительная система речи. Он нечетко произносит все звуки, при этом говорит либо очень тихо, слабым голосом, либо, наоборот, резко. Темп речи нестабилен. Такие дети не только плохо говорят, но им трудно даже жевать и глотать, выполнять действия, связанные с мелкой моторикой пальцев. Письменная речь им дается с большим трудом. Причины, как правило, врожденные. Лечить детей с дизартрией приходится сначала в стационаре, затем – амбулаторно. Лечение включает лекарственную терапию, рефлексотерапию, физиотерапию, лечебную физкультуру, дыхательную гимнастику и, конечно, занятия с детским логопедом.

Заикание (логоневроз). Это судорожное нарушение речи. При логоневрозе физиологический речевой аппарат не нарушен, а существует несогласованность между системой управления речью и речепроизводящим аппаратом. Заикаться ребенок чаще всего начинает после внезапного испуга, после которого происходят некоторые функциональные нарушения в части мозга, ответственной за речь. Лечат заикание детский логопед и детский психолог. Процесс лечения долгий, требует терпения родителей и врачей.

Задержка речевого развития. Родители могут забеспокоиться, если ровесники их ребенка уже вовсю болтают, а он только начинает произносить некоторые слова, причем часто коверкая их. Причин может быть много: это асфиксия при родах, другие родовые травмы, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление. В этих случаях нужна помощь не только логопеда, но и детского логопеда-дефектолога, невролога, рефлексотерапевта, детского психолога. Используя различные методики, каждый из этих детских врачей-специалистов поможет успешно преодолеть задержку речевого развития у ребенка. При этом крайне важна помощь родителей. С ребенком надо много общаться, рассказывать ему сказки, читать книжки.

Алалия (дислалия). У ребенка при хорошем слухе может полностью или частично отсутствовать речь. Это алалия – врожденное заболевание, вызванное недоразвитием некоторых областей левого полушария мозга. Постепенно ребенок начинает говорить, но неправильно строит фразы, переставляет или сокращает слова, заменяет один звук другим. Такие дети могут плохо понимать чужую речь. Это тяжелая форма недоразвития речи, требующая длительной коррекции логопедами-дефектологами. Такие дети должны обучаться в особых школах. Необходим тесный контакт с детским психоневрологом.

Дислексия. Чаще встречается у мальчиков (в 3-4 раза). Дети с дислексией не могут правильно прочитывать текст, читают медленно, меняют буквы местами, пропускают слоги, путают звонкие и глухие согласные. Природа заболевания генетическая.

Дисграфия. Невозможность правильно писать. Такие дети пишут с огромным количеством ошибок, не ставят знаки препинания. Почерк у них очень плохой. Как правило, у них нарушен речевой слух, они не знают, какой звук обозначает та или иная буква. Кроме того, ребенок, страдающий дисграфией, как бы «неправильно видит буквы», он может писать их не в ту сторону (зеркальное отображение). Корректировать, долго и кропотливо, такие нарушения может только квалифицированный логопед-дефектолог.

Слабый слух у ребенка также может вызвать задержку речевого развития. Такие дети поздно начинают говорить, неправильно строят предложения, пропускают слоги, искажают слова, не понимают, что им читают. Поэтому проверка слуха – один из первых шагов при обследовании ребенка с дефектами речи.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите