В воспитании ребенка вопрос о наказаниях всегда был самым спорным и трудным. Наказания — то крайнее средство, которое применяется вынужденно, когда другие средства исчерпаны. И все же наказывать ребенка следует как можно реже, так как любое наказание ограничивает его свободу, давит на его личность, нагружает психику. Физическое наказание вызывает у ребенка агрессию, ненависть и к наказывающему и к тому, кто не препятствует наказанию. Конечно, бывают такие проступки как воровство, вранье, плохое поведение, неряшливость и небрежность в учебе. Но и в этих случаях нельзя прибегать к физическим наказаниям. Только оставаясь спокойным, возможно решить любую проблему и не уронить свой авторитет в глазах ребенка.
Почти каждый человек в детстве хоть раз что-нибудь украл. Это нормальный опыт, своеобразная прививка, помогающая вырабатывать иммунитет против воровства. Ребенок испытывает чувство страха, стыда, раскаяния, отчаяния, запоминает это на всю жизнь. А родители должны с двух-трех лет внушать малышу понятие «чужое брать нельзя». Ведь дети не понимают, что такое воровство, для них это игра. Нельзя разрешать подбирать на улице забытые кем-то игрушки, потерянные вещи. Чужая вещь должна быть под запретом, не важно, есть у нее хозяин или нет. Дети еще не понимают всех тонкостей и нюансов, поэтому «все, что не мое — запрет». И уже в пять-шесть лет ребенок сможет справиться с множеством соблазнов.
Если все же воровство случилось, например, в гостях, надо разобраться в причине. Прежде всего, это ваша недоработка в воспитании. Спокойно, без крика и оскорблений, следует поговорить с ребенком, показать, как вы огорчены. Пусть он вернет ворованную вещь хозяину или на прежнее место.
Однако есть дети, так называемые «плюшкины», которые все тащат к себе в уголок. Это фантики, карандаши, пробки. Обычно это нервные, пугливые дети. Так они компенсируют недостаток любви и внимания, или же испытывают душевный дискомфорт по какой-то причине. Наказывать их за это нельзя, а надо внушать, что таскают все подряд без спросу только глупые малыши. Чтобы выглядеть взрослыми в глазах других, они со временем оставят свою привычку.
Родителям нужно знать, что бывает такой недуг, как клептомания. Он выражается в непреодолимой тяге к воровству. Если на протяжении достаточно долгого времени вы видите, что разговоры и внушения не имеют должного положительного результата, то обращайтесь к детскому психологу или психиатру.
Дети до пяти лет не различают границы между ложью и правдой. В этом возрасте они много фантазируют, придумывают, живут в мире сказок. Поэтому наказывать детей за вранье не следует. Если обманывают дети постарше, необходимо разобраться в ситуации и проанализировать причину обмана. Если в семье доверительные, добрые отношения с ребенком, родители привыкли говорить правду, проблема обмана не возникает.
Часто родители наказывают детей за плохое поведение (агрессию, драчливость, грубость). Но агрессивные от природы дети бывают редко. Не надо их путать с гиперактивными детьми. Активные дети, не выработав энергию за время прогулок, подвижных игр, начинают устраивать истерики. Значит, родителям необходимо пересмотреть режим дня и перенаправить агрессию в мирное игровое русло.
Еще причиной агрессии и плохого поведения детей может быть ревность, грубость родителей, обида, унижение. Если же малыш разбалован, надо строго его одернуть, не срываясь на ответный крик. При необходимости изолировать его. Главное быть последовательным, и он успокоится.
Причину неряшливости ребенка ищите, прежде всего, в себе. Не ругайте его за беспорядок в комнате, не наведя порядок в своей. Дети до шести лет активно познают мир, рисуют, клеят, лепят, не заботясь о своем внешнем виде. В более старшем возрасте наказать за неряшливость можно, отказав пойти с ребенком куда-нибудь — в гости, цирк, театр. Но прежде его надо об этом предупредить.
Даже детям двенадцати лет желательно помочь навести порядок в столах и шкафах, провести ревизию вещей, одежды.
Вместо того, чтобы наказывать ребенка за двойку, выясните, что он не понял, почему. Не оставляйте его один на один с трудностями учебы – тяжелой работы. Часто дети не могут справиться с ней самостоятельно. Но если ребенок отказывается делать уроки, сначала позвольте ему это. Но когда он получит двойку за невыполненное задание, он спросит, почему вы не заставили его делать уроки. В следующий раз он не откажется от выполнения уроков. Если этого не произойдет, следует ограничить ребенка в чем-нибудь, например, в развлечениях, покупках игрушек.
Если дело дошло до наказания, домашние должны быть заодно и понимать, как нельзя наказывать детей:
Надо помнить, что негативные поступки дети совершают в основном из-за страха наказания. Если наказание — главный элемент воспитания, то ребенок становится лживым, хитрым, жестоким, трусливым. Самое главное, не позволяйте себе делать то, за что наказываете ребенка. Самое действенное – воспитание собственным примером.