требуется помощь логопеда

Наступает время, когда милый детский лепет перестает быть забавным и трогательным для родителей. Например, у пятилетнего ребенка плохо получаются звуки [р] и [л] или он гнусавит, или заменяет нормальные слова слогами: ням-ням, уди, бо-бо и т.д. В каком случае родителям необходимо обратиться к логопеду?

При любых нарушениях речевого развития начинаются проблемы с формированием личностных качеств ребенка, а позднее, в будущем, интеллектуального развития и важных черт характера уже взрослого человека. Стоит внимательно присмотреться и прислушаться: любые речевые отклонения должны обязательно привлечь внимание родителей.

Существуют возрастные особенности детской речи, но к 4-5 годам они должны исчезнуть, и, когда этого не происходит, с началом обучения в школе, ребенка ждут большие трудности. При задержке речевого развития, ребенок не сможет в полной мере овладеть навыками устной и письменной речи. Если ребенок к четырем годам не говорит понятно, из-за этого отстает от своих сверстников в развитии – срочно ведите его к логопеду, а также психоневрологу и невропатологу. Стоит проверить головной мозг, слух, протестировать все реакции.

Часто дети трех-четырех лет смягчают согласные звуки – «лампа-лямпа», заменяют шипящие звуки на свистящие: «шла—сла», заменяют заднеязычные согласные на переднеязычные: «кот—тот», оглушают звонкие согласные: «вот — фот». Это происходит из-за физиологических недостатков звукопроизношения трехлеток. Их манера произношения слов и звуков имеет особенности, поскольку центральный слуховой и речевой аппараты ребенка пока несовершенны, но они носят временный характер. Чтобы подстраховаться и успокоиться, первый визит к логопеду должен быть сделан не позднее четырех лет.

С четырех лет многие дети уже правильно произносят звук [р], а также [ж] и [ш], активно используя их в своей речи. Если вместо звука [р] ребенок произносит звук [л], «рыба-лыба», не надо переживать. Иногда звук [р] заменяется на [й], [в], [л]. Это норма до пяти лет. Плохо, когда [р] произносится картаво или с иностранным прононсом, или замещается нетипичными согласными. В этом случае, до пяти лет ребенка необходимо показать логопеду. Если не устранить недостатки речевого развития, то к 8-10 годам формируются стойкие нарушения письменной речи (дисграфия) и специфические нарушения устной речи (дислексия). Это приводит к неумению правильно выразить свою мысль, к бедности словарного запаса, к письму с большим количеством ошибок, неправильной речи, непониманию причинно-следственной связи. Такие дети с трудом усваивают математику, становятся излишне застенчивыми, молчаливыми и нерешительными. У них низкая самооценка, сложности в общении; несмотря на старание – неудачи в учебе. Это влечет за собой нежелание посещать школу и учиться.

Надо знать, что нарушения произношения звуков бывают как не связанные с органическим поражением речевых анализаторов (дислалия), так и возникающих, когда нарушена иннервация речевых мышц (дизартрия). В тяжелых случаях бывают расстройства речевого дыхания, ритма речи, темпа, голосовой функции. Речь ребенка абсолютно невнятна и с такими детьми стоит приходить к логопеду уже в полтора-два года. Скорее всего, понадобится логопед-дефектолог, умеющий ставить звуки. Сейчас применяется ранняя диагностика, позволяющая определить степень нарушения звукопроизношения у детей. С такими детьми ощутимых результатов можно добиться только при регулярных занятиях и упражнениях, рекомендованных логопедом (2-3 раза в неделю по 30-40 минут в течение 6-12 месяцев). В случаях логоневроза (заикания) или при «сглатывании» звуков при торопливой, быстрой речи объединяются усилия логопеда, психолога, невропатолога.

У некоторых детей плохо приподнимается язычок из-за короткой уздечки, не очень хорошо получаются звуки «л» и «р». Подрезать ее или нет, решает логопед. Но операцию рекомендуют лишь в крайних, тяжелых случаях, так как она болезненна и после нее требуется сразу заниматься упражнениями по обучению ребенка движениям языка, раньше для него недоступных. И это все не дожидаясь заживления ранки. В основном логопед предлагает упражнения по растягиванию уздечки.

Если ребенок школьник и пропускает при письме буквы и слоги («трава-трва»), перестанавливает буквы («молоко-моколо»), наращивает слова лишними буквами («бабушка-бабабушка»), не дописывает буквы («дорога-дорог»), слитно пишет слова, не пишет мягкий знак («соль — сол»), не согласовывает прилагательные с существительными (десять желтые листья), неправильно выбирает падежную форму («ехали на поезд»), то срочно обратитесь к логопеду, который занимается дисграфией.

В районных детских поликлиниках логопед проводит диспансеризацию в детских садах и школах, корректирует несложные нарушения речи у детей разного возраста. В сложных случаях он направляет ребенка в специальную комиссию, чтобы уточнить диагноз. Но с изменением финансирования за последние четыре года, один специалист курирует по 3-4 детских учреждения, в результате чего, на практике, бесплатные, так необходимые занятия с логопедом начинаются лишь в подготовительной группе детского сада, что очень поздно, так как за один год редко удается привести в норму звукопроизношение. В связи с этим, за последние 2 года, количество школьников с дефектами речи стало гораздо больше. Конечно, упорные родители могут и сами попытаться помочь ребенку при невозможности обратиться к специалисту. Сейчас в интернете можно найти видеоуроки с артикуляционной гимнастикой с упражнениями (из серии «сам себе логопед»), логопедические стихи. Но чтобы правильно оценить каждый конкретный случай, несомненно, лучше проконсультироваться с опытным специалистом.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите