Логопед для ребенка

У некоторых детей возникают проблемы с речью, наблюдаются трудности произношения и обучения чтению и письму. Существуют многочисленные причины, приводящие к таким нарушениям в развитии ребенка. К сожалению, в большинстве случаев родители не могут самостоятельно справиться с проблемами нарушения речи, чтения, письма у их ребенка, хотя их участие, а также участие воспитателей в детском саду или учителей в школе необходимо.

Когда родители должны начать беспокоиться?

В некоторых случаях родители должны обратить внимание на нарушения в развитии ребенка и привести ребенка на осмотр в многопрофильную детскую поликлинику (или пригласить детского специалиста на дом). А именно:

  • в возрасте 6 месяцев ребенок на вас не смотрит или не следит за вами взглядом
  • в этом возрасте не лепечет что-то на своем языке или делает это крайне редко
  • к 12 месяцам жесты ребенка ограничены, и он не может, например, помахать ручкой, как бы говоря «до свидания» (но при этом может не реагировать на просьбы взрослых)
  • в этом возрасте он не произносит первые слоги (например, «па-па-па»)
  • в 2 года он не понимает, что ему говорят взрослые, не произносит 4 или 5 согласных звуков, если его словарный запас очень скуден (менее 50 слов)
  • к возрасту 3-х лет он не может составить правильные фразы, содержащие существительное, глагол и дополнение, не использует местоимение «я», плохо контролирует движения своего языка и губ; речь такого ребенка трудна для понимания, он не может принимать участие в разговоре, не может нормально играть, разговаривая со своими игрушками и имитируя их речь (куклы, машинки)
  • и, конечно, вне зависимости от возраста ребенка, если он заикается (даже иногда), если его речь не льется плавно, а голос либо слишком громкий, либо слишком тихий.

В некоторых случаях необходима консультация не только логопеда, но и детского психолога.

Всегда ли можно вылечить нарушения речи у ребенка?

Небольшие задержки в речевом развитии ребенка можно значительно скорректировать специальными занятиями с логопедом. Но это относится только к тем случаям, когда такие нарушения не связаны с умственной отсталостью или с наследственностью.

Задержки развития устной речи (дисфазия), чтения (дислексия) или письма (дисграфия) иногда трудно поддаются коррекции. Даже после длительных корректирующих занятий с логопедом часто остаются более или менее значительные осложнения.

Бывают случаи нарушения речи у детей, связанные с травмами головного мозга, например, в результате несчастных случаев. Тогда многое зависит от степени тяжести травмы и от индивидуальных особенностей ребенка. Обычно речевые функции в этих случаях возвращаются, поскольку мозг ребенка способен восстанавливаться. Тем не менее, осложнения в этих случаях могут иметь место.

Ребенок начинает очень рано пользоваться устным «пред-языком» для общения. Он может неправильно произносить некоторые слова, но родители его понимают. Позже, в процессе постоянного общения с родителями, его речь постепенно развивается, и в возрасте между 12 и 18 месяцами произносимые им звуки начинают быть похожими на слова. К 2-м годам словарный запас ребенка резко возрастает. Примерно к 3-м годам ребенок начинает строить фразы и совершенно правильно произносить слова, не искажая их.

Можно говорить о задержке развития речи ребенка, если после 3-летнего возраста он не может произнести слова, более сложные, чем «папа» или «мама», не понимает обращенных к нему слов.

Когда нужна помощь логопеда?

Обращаться за помощью к детскому логопеду-дефектологу необходимо во многих случаях. Наиболее частыми причинами для этого являются следующие:

  • расстройства артикуляции, то есть трудности при произношении звуков, слов
  • языковая задержка, то есть трудности при построении фраз
  • трудности в обучении чтению или письму
  • заикание (причем в этом случае коррекцию надо начинать как можно раньше, чтобы избежать закрепления недуга)
  • трудности при счете и решении логических и математических задач
  • нарушения функций глотания и жевания
  • вторичные нарушения, связанные с различными патологиями в организме ребенка, такими как глухота, синдром Дауна, детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм, челюстно-лицевые аномалии (например, аномалии прикуса, высокое узкое твердое небо, неправильное строение зубных рядов, укороченная уздечка языка и др.), осложнения после хирургического вмешательства, черепно-мозговые травмы.

Важно помнить, что для маленьких детей с любыми нарушениями развития, в том числе и с нарушениями речи, крайне важно участие родителей в их жизни, которые должны помочь ребенку общаться с людьми в любых затруднительных положениях.

При первой встрече с ребенком логопед-дефектолог, прежде всего, определяет причины, по которым у ребенка возникли трудности с речью. Это может занять один или два часа, а может потребоваться несколько сеансов.

Врач-логопед должен учесть, не страдал ли кто-то из родителей теми же проблемами в прошлом. Некоторые родители считают, что те трудности, которые были у них в прошлом, не имеют никакого отношения к состоянию их ребенка. Это не так. Если в глазах родителей, например, дислексия не имеет ничего общего с заиканием, врач может установить противоположное.

Логопед задает вопросы об окружении ребенка, о его отношениях с одноклассниками и педагогами, о том, как протекает у него процесс обучения. Все это важно для того, чтобы установить причину, по которой у него нарушена речь. Логопед предлагает несколько тестов, которые помогут ему определить, какие именно затруднения испытывает ребенок и как их можно исправить.

В конце первых сеансов логопед проводит беседу с родителями, объяснив им природу нарушений речи у ребенка. Он подскажет, как должны вести себя родители, а также расскажет, как на его сеансах будет проводиться коррекция речевых нарушений у ребенка.

Возможно, логопед предложить провести некоторые дополнительные обследования, например, исследовать слух, состояние ЛОР-органов, наличие челюстно-лицевых патологий и пр. Возможно, в некоторых случаях потребуется дополнительная консультация детского невролога.

В зависимости от того, насколько сильна патология речи у ребенка, количество сеансов у логопеда может варьироваться от одного до 50 и больше. В несложных случаях обычно проводится от 5 до 30 сеансов (1-2 сеанса по 30 минут в неделю). За это время ребенка обучат правильно произносить звуки. Иногда занятия ведутся в игровой форме. При этом логопед должен обучить и родителей, которые в дальнейшем дома должны закреплять достигнутые успехи. В более сложных случаях (например, черепно-мозговые травмы, дисфазия или значительная дислексия) обычно необходимо посещать логопеда 1-2 раза в неделю на протяжении года или двух, а иногда и дольше, в зависимости от степени поражения.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите