Гиперактивность у детей

Воронов И.А., детский невролог, канд. мед. наук, детская поликлиника «Маркушка»

Ребёнок должен быть активным. Маленькие дети чаще бегают, чем ходят, и активность, как ни странно, это хорошо. Родители очень часто обращаются ко мне, как к специалисту, с жалобами на гиперактивность ребенка. И я часто слышу, что ребенку уже ставят диагноз: гиперактивность, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или нарушение активности и внимания. Важно понимать, где активность в пределах допустимой нормы, а где уже есть явления гиперактивности и дефицита внимания у детей. Мы постараемся разобрать именно детей с СДВГ (в зарубежной англо- и немецкоязычной литературе используют термины Attention Deficit Hyperactivity Disorder, ADHD, и Aufmerksamkeitsdefizit-Hyperaktivitats-Storung, ADHS).

К сожалению, сейчас этот диагноз стал, если так можно выразиться, модным, но его часто ставят необоснованно. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, важно несколько компонентов.

Во-первых, этот диагноз правомочен с 5-летнего возраста.

Во-вторых, кроме гиперактивности у ребенка должна быть неусидчивость.

Синдром гиперактивности у детей и дефицита внимания. Симптомы

Данный синдром характеризуется тремя составляющими:

  • нарушение внимания;
  • импульсивность;
  • гиперактивность.

Хотя элементы синдрома гиперактивности и дефицита внимания у детей уже могут проявляться в раннем возрасте, такой диагноз обычно выставляют в 5 лет (в дошкольном возрасте). Такие дети непоседливые, очень активные, и нередко у них наблюдается нарушения сна (плохо засыпают, часто просыпаются). И я отмечаю, что дети с СДВГ очень часто в раннем возрасте (3-4 года) отказываются от дневного сна.

Составляющие Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей
Нарушение внимания У детей с СДВГ плохо концентрируется внимание, они быстро переключают внимание с одного предмета на другой, они быстро переключаются с одной работы на другую. Но если им что-то нравится, то они могут проявлять усидчивость.
Импульсивность Таких детей очень сложно заставить проявлять усидчивость в том, чем им не нравится заниматься. Они начинают увиливать, говорить или делать вид, что устали, что у них болит голова и т.п. Такие дети очень часто теряют свои игрушки и другие вещи, легко отвлекаются на посторонние стимулы. По сути, таких детей нельзя назвать больными, просто у них процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Они быстро возбуждаются и медленно останавливают свои эмоции и двигательную активность.
Гиперактивность Такие дети хотят быть в центре внимания. Они встревают в разговор взрослых, они начинают баловаться или дурачиться, иногда мальчики в детском саду дерутся, чтобы привлечь к себе внимание. И делают они это не совсем осознанно, они не в состоянии объяснить своё поведение. Такие дети часто травмируются, они лезут в различные ямы, могут выбегать на дороги, забираться на деревья и т.п. Они бесстрашные.

Причины гиперактивности с дефицитом внимания у детей

Основная причина развития гиперактивности с дефицитом внимания — это наследственная предрасположенность. Один из родителей, а то и оба, были в детстве гиперактивные, и сейчас остаются активными. У взрослых это в большей степени уже черты личности, характера. Причём положительных элементов значительно больше. Такие взрослые люди мало спят, много работают, ведут активный образ жизни. Подростки с СДВГ, а затем молодые люди и профессии себя выбирают в основном активные, не любят заниматься монотонным трудом. У взрослых с СДВГ могут отмечаться некоторые негативные элементы.
Они не сдержаны, импульсивны, не могут стоять в очередях и в пробках. Их это очень раздражает. Однако положительных моментов у гиперактивных взрослых больше, чем отрицательных.

Синдром гиперактивности у детей с дефицитом внимания чаще, по данным медицинской статистики, наблюдается у мальчиков, чем у девочек. На 5 мальчиков с СДВГ приходится 1 девочка. Девочки быстрее становятся спокойней и усидчивей, чаще к 7 годам, а мальчики становятся спокойней в двигательном и эмоциональном плане в основном к 11 годам (бывает и более длительный срок). Поэтому у мальчиков основные сложности происходят в период обучения в начальной школе. В основном претензии учителей к таким детям на поведение. И проблемы с обучением возникают из-за невнимательности ребёнка и нарушения поведения, а в целом такие дети учатся очень хорошо.

Коррекция и лечение гиперактивности у детей с дефицитом внимания

Наиболее важными в коррекции СДВГ являются воспитательные моменты. Родителям надо быть терпеливыми, ведь детям приходится говорить одно и то же несколько раз, а ребенок все равно ведет себя не правильно, не выполняет требований. Здесь очень важно постоянно и ежедневно вести свою воспитательную линию:

  • стараться избегать двух крайностей: с одной стороны жестокости (нельзя таких детей подвергать физическим наказаниям), а с другой стороны недопустима вседозволенность;
  • таким детям надо говорить просьбы и инструкции коротко и чётко, а ещё лучше перед этим взять его руки и чтобы он посмотрел вам в глаза;
  • детям должны быть четко и понятно разъяснены правила поведения в разнообразных ситуациях;
  • необходимо хвалить и поощрять их за выполненную работу, за проявления усидчивости;
  • детям, которые умеют читать, развесить по квартире памятки-заметки (например, «почисть зубы», «заправь постель», «собери спортивную форму» и т.п.).

Для улучшения усидчивости и внимательности проводят определенные занятия, их много и их можно легко найти в сети. Лучше, чтобы это было в форме игры, чтобы ребенку было интересно, например, выкладывают на стол несколько предметов, ребёнку предлагают запомнить, а затем отвернуться. Какой-то предмет убирают или переставляют, ребёнок поворачивается и угадывает.

Очень хорошо таким детям заниматься спортом. Наиболее подходящим является плавание. Плавание в бассейне успокаивает и забирает много энергии. Однако можно заниматься и другими видами спорта.

Возможно ли медикаментозное лечение гиперактивности у детей?

Медикаментозные препараты назначаются редко. В основном, когда перечисленные выше мероприятия не оказывают должного эффекта, и когда у ребёнка сложности с поведением в школе. Круг медикаментов незначительный. Назначение таким детям успокоительных средств на основе трав или гомеопатические средства не дают результатов. И часто я замечал, что на препараты на основе корня валерианы (отвар или экстракт валерианы в таблетках) у детей с СДВГ происходит обратная реакция — возбуждение. Медикаментозное лечение гиперактивности у детей назначает невролог индивидуально каждому ребёнку.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите