Если ребенок ябеда. Что делать родителям?

Ябед и стукачей не любит никто, даже если пользуются полученной от них информацией и поощряют ябедничество, их все равно презирают.

Если ваш ребенок постоянно ябедничает, взрослому есть над чем задуматься. Часто в детских учреждениях воспитатели, таким образом контролируют ситуацию, вольно или невольно подталкивая ребенка к доносительству. Ребенок, которого они используют в своих целях становится изгоем, испортив отношения со сверстниками. Даже, если он доносил из боязни ослушаться, а не ради удовольствия или из чувства мести, дети, как правило, избегают общения с ним. Такой ребенок будет озлоблен и одинок, и это очень тяжело для его психики.

Причины ябед

Часто причина ябед – неверие в свои силы. Неуверенный в себе ребенок по любому поводу жалуется взрослым, он не может найти друзей среди ровесников, и старается примкнуть к лагерю старших. Взрослым необходимо выработать правила для жалующегося: любые свои обвинения ребенок должен найти смелость предъявить непосредственно обвиняемому. Это позволит относиться к обвинениям более ответственно. Ребенок должен уметь объяснить, в чем обвиняемый неправ, причем спокойным тоном в неоскорбительной манере. Взрослые должны поощрять его дипломатический талант.

К сожалению, в семье, ябедничество расцветает пышным цветом. Двое-трое детей часто борются за внимание родителей, докладывая, что недозволенного делают братья или сестры. Их накажут, а его похвалят, и тем самым, он завоюет расположение взрослых. Что делать родителям? Однозначно, предоставлять детям возможность разбираться самим, иначе, привычка посвящать во все взрослых, обернется несамостоятельностью в будущем, неумением строить отношения со сверстниками. Также родители, не пресекающие детские «доносы», сами рискуют быть заваленными жалобами и обвинениями, они будут вынуждены все время разбираться в том, кто прав, кто виноват. Часто ябедники, которых поощряют, чтобы еще больше завоевать поощрение взрослых, начинают придумывать несуществующие проступки других детей, наговаривать на них, «раздувать из мухи слона». Если это войдет в привычку, ребенку с возрастом будет сложно от нее избавиться. Это станет неприятной чертой его характера, и причинит много зла окружающим. Родителям надо учить детей разрешать конфликты без доноса взрослым, научить обсуждать проблему со сверстниками или молча уйти, не продолжать игру или извиниться, начать другую игру, найти другую тему для разговора, отвлечься от спора на что-то другое. Попробуйте придумать и разыграть ситуации, где он должен сам найти решение, как поступить.

Если ребенок ябеда. Что делать родителям?

Отмечайте каждое положительное действие ребенка: если он пытался разрешить конфликт сам, не прибегая к жалобам — похвалите его; сумел вести мирные переговоры – это очень хорошо. Особенно отмечайте, если он пытается примирить участников конфликта, сам в нем не участвуя. В нашем агрессивном мире не хватает людей, умеющих гасить конфликты. Развивайте это в ребенке, так как такой навык может очень пригодиться в жизни. Многие дети обычно или являются равнодушной, нейтральной стороной при конфликтах, или подстрекателями. Нейтральная сторона может доложить взрослым и получить похвалу за то, что был подан сигнал опасности. Это искушение побороть нелегко. В этом случае хвалите ребенка за его участие в примирении, а не за своевременно поданный сигнал. Подстрекатели любят наблюдать за противниками, чья возьмет, тогда как миротворцев меньшинство и они всегда в цене.

Наряду с этим детей необходимо учить обязательно докладывать родителям о ситуациях, которые могут угрожать жизни и безопасности людей. Например, если дети затевают что-либо опасное (испытание электроприборов, опыты с химическими веществами, побег из дома, месть врагу посредством физической расправы, бросание с балкона, из окна различных предметов и т.д.). Ребенок, обратившийся с такой жалобой, заслуживает похвалы. Например, если он видит, как другой ребенок пытается засунуть гвоздь в розетку или тянет на себя скатерть с посудой, или пытается разжечь огонь; он сначала должен остановить шалуна, а затем обратиться к взрослым. Ребенка нельзя критиковать, если тревога оказалась ложной. Лучше перестраховаться. Необходимо сразу устроить обсуждение с детьми, чем бы могла закончиться их затея и похвалить «жалобщика» за решительность и ответственность.

Учите ребенка отличать главное от неглавного: когда самому отстаивать свои права, когда простить обидчика, когда уступить, а когда срочно обращаться к взрослым. Возраст, когда для детей важны родительская критика и похвалы, очень непродолжительный и нужно успеть за 10-12 лет сформировать правильную систему ценностей. Именно самостоятельные шаги, социальные навыки требуют поддержки и внимания, они имеют огромное влияние на будущее ребенка, гораздо большее, чем занятия музыкой или спортом.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите