Доверять ребенку или проверять?
Скучно жить не веря в чудо…
26.08.2017
Если ребенок ябеда
28.08.2017

Доверять или проверять? Две крайности воспитания.

Крайности — это всегда плохо, а в воспитании особенно. Ребенок страдает как от тотального контроля, так и от безразличия взрослых. Он одновременно хочет и внимания родителей, и право на суверенитет.

Если родители считают, что у ребенка от них не может быть никаких секретов, то со временем он будет страдать от пристального внимания и всеми силами защищать свое личное пространство. Сколько бы родители не оправдывали себя тем, что это для его же пользы, ребенок будет чувствовать себя ущемленным. Родителям нужно уважать ребенка и поддерживать его самостоятельные стремления, не подавлять, не читать морали. Признавать право ребенка на личное пространство, где он сможет побыть сам с собой. Одиночество является драгоценным опытом души и способствует личностному росту ребенка. Родители, пытаясь контролировать все дела ребенка, лишают его этого опыта.

Все дети нуждаются в контроле, им нужны правила и запреты, так как они понимают, что тем самым родители хотят оградить их от опасности и неприятных ситуаций. Дети ужасные консерваторы, и чувствуют себя защищенными, если живут по определенным правилам. Главное придерживаться золотой середины в следовании ребенком правил, установленных в вашей семье. Правил, которые надо соблюдать неукоснительно, должно быть немного, иначе он просто откажется их исполнять. Например: не садиться за стол с грязными руками, не брать и не ломать нарочно чужие вещи, не совершать опасные для себя и окружающих действия. Не прогуливать школу. Причем со временем список правил изменяется. Например, для подростка — возвращение домой не позднее десяти часов. Все остальное: уборка комнаты, помощь по дому и т.д., обговаривается отдельно по ситуации. Не употребляйте фразы: «Делай, как я тебе говорю», «Как я сказала, так и будет». Проявляйте уважение к растущему человеку. В противном случае между вами начнется война, в которой никто не победит.

Ребенок должен знать, что ему доверяют и считаются с его мнением. Контролируя поведение ребенка, нельзя вступать с ним в борьбу. Старайтесь не показывать бурную реакцию на непослушание ребенка, а твердо и уважительно настаивайте на исполнении ваших правил. Ваш долг сделать так, чтобы он со временем смог принимать самостоятельные решения и отвечать за них, то есть контролировать себя. Чем он старше, тем больше свободы и доверия ему нужно.

Часто родители младших школьников полностью берут на себя контроль над обучением. Но правильнее было бы дать школьнику возможность самому следить за своими делами, обговорив, что он не будет общаться с приятелем, смотреть телевизор и т.д., пока не сделает уроки и не подготовит портфель к завтрашнему дню. Конечно, если у него вопросы по урокам, вы поможете ему.

Младшему школьнику очень полезно давать небольшую фиксированную сумму на карманные расходы, чтобы он смог ее потратить по своему усмотрению. Главное не контролировать, на что потрачены деньги и не говорить — «не покупай всякую ерунду». Родители сами часто тратят деньги на всякую ерунду. Но, зато, на просьбу ребенка купить эту ерунду, вы сможете смело сказать «покупай сам», и ребенок подумает, так уж ему необходима эта ерунда. Если вы отправляетесь в путешествие, договоритесь, сколько денег вы сможете выделить ребенку с условием, что он сможет их тратить, как захочет. Вам главное спокойно принять то, что он их «спустит на ветер», зато сам пожнет последствия расточительности, а вы будете избавлены от бесконечных просьб что-то купить. Таким образом, финансовая свобода учит ребенка навыкам планировать свой бюджет, копить, тратить, понимать цену вещей. Он может сам купить подарок кому-нибудь и почувствовать себя щедрым.

Подросткам важно общение со сверстниками. Родители полны тревог, у ребенка своя жизнь, в которую допускается далеко не каждый родитель. Чтобы не случилось отчуждения, необходимо слушать ребенка с раннего возраста. Когда он, придя из детского сада, пытается вам рассказать о том, что произошло за день, постарайтесь не делать вид, что слушаете, сами думая о своем; а слушайте по-настоящему. Ребенок привыкнет делиться с вами и обсуждать различные ситуации. Но следите за своей мимикой во время разговора, так как если вы излишне эмоционально реагируете, да еще употребляете фразы «какой ужас», «я в шоке» и т.д., ребенок не захочет вас расстраивать и не будет ничего рассказывать.

Бывают неразговорчивые, стеснительные дети. Пытайтесь найти тему, которая поможет такого ребенка разговорить. Но она не должна быть болезненной, например, если ему что-то не удается, не обсуждайте это. Задавайте конкретные вопросы. Например, если он был на экскурсии с классом, не спрашивайте «как все прошло», а узнайте, что понравилось — что нет. Ведите с ним диалог. Ребенку необходимо дружеское общение с родителями. Тогда и в подростковом периоде вы будете знать, с кем он дружит, какие у него предпочтения, сможете быть в курсе его жизни и контролировать ситуацию. Подросткам нужно знать, что родители переживают за них, готовы защитить от искушений и неприятностей, но уважают их территорию. Если подросток не доверяет родителям, то рискует остаться со своими проблемами один на один и не может с ними справиться.

Другая крайность воспитания — попустительство. Родители, иногда в силу различных обстоятельств, напряженно и много работают. У них не остается времени на общение с детьми. Главное, что ребенок сыт, обут и одет. У них нет сил, а чаще желания, разрешать возникающие конфликты, предъявлять ребенку элементарные требования и устанавливать правила. Они потакают и жертвуют собой ради «покоя в семье», идут на мир любой ценой, лишь бы их оставили в покое. Их дети, лишенные рамок, становятся эгоистами, не могут себя организовать и довести дело до конца. У них потеряны ориентиры в жизни. С такими людьми в коллективе всегда проблемы. Впоследствии они не помогают своим состарившимся родителям. Впрочем, авторитарные, излишне контролирующие родители тоже остаются в одиночестве. Любят родителей, которые смогли стать детям друзьями, не унижали детей и научили самому главному — быть самостоятельными и справляться с трудностями.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите