Дислексия у детей: симптомы, виды, коррекция

Лебедева Е.Н., детский логопед, логопед-дефектолог Детской поликлиники «Маркушка»

В современной школьной практике сложно встретить ребенка, который бы идеально, без ошибок, писал и при этом не мог бы прочитать без ошибок даже простые слова. Дислексия у детей (нарушение чтения) тесно и напрямую связана с дисграфией (нарушением письма). Чаще всего и наиболее видимые проблемы учащиеся испытывают с письмом, и лишь потом окружающие взрослые отмечают проблемы с чтением.
В современной школе у логопедов существует специальный термин «недостатки чтения и письма», которые могут быть обусловлены либо общим недоразвитием речи, либо фонетико-фонематическим недоразвитием. В зависимости от того, какое из этих нарушений является основополагающим у учащегося, строится комплексный подход и коррекционная программа по преодолению дисграфии и дислексии.

Для родителей очень часто данные нарушения сливаются в одну цифру в дневнике – «двойку» по русскому языку и гневные или просьбы уставшего учителя «заставить ребенка писать и читать». Но это всего лишь следствие нарушения, с которым уже давно и весьма успешно справляются логопеды, но о котором мало что знают учителя начальной школы и родители.

Симптомы и причины дислексии

Дислексия у детей – специфический тип нарушения, которое имеет неврологическую основу, и характеризуется стойкими трудностями и препятствиями в овладении процессом чтения, в понимании прочитанных слов или текстов, при сохранном зрении и слухе.

В дошкольном и раннем возрасте дислексия проявляется в нежелании ребенка учиться читать, невнимании к книгам и процессу чтению взрослых, что часто списывается родителями и окружающими взрослыми как особенность характера, поведения или воспитания.

Основные проблемы проявляются с момента начала планомерного обучения чтению и письму. Такие дети с трудом осваивают буквы, плохо запоминают их, тяжело учатся слиянию букв в слоги и слогов в слова. При этом смысл прочитанного для них остаётся тайной. Ошибки при чтении однотипны. Это могут быть перестановки слогов или букв, их замены, пропуски отдельных элементов слова или предложения, «угадывающее» чтение. Темп чтения сильно замедлен.

Все это происходит на фоне вполне успешного освоения ребенком других учебных дисциплин. И вызывает психологический дискомфорт, вплоть до полного отказа от чтения. Чаще всего проблемы в чтении тесно связаны у таких детей со специфическим нарушением письма. Поэтому лечение данного нарушения (коррекцию дислексии) необходимо проводить комплексно, с помощью специалиста – школьного логопеда.

Диагностикой дислексии занимается непосредственно логопед, при необходимости подключая невролога, педагога, психолога, дефектолога и отоларинголога. Для успешной коррекции дислексии надо четко понимать, что является первопричиной (причиной дислексии). Нарушение слуха или снижение интеллекта будут первичны относительно нарушения чтения, и к таким детям требуется иной подход, чем к тем, для кого трудностью будет именно освоение чтения и письма, а сохранный интеллект позволяет освоить, например, математику в полном объёме относительно своего возраста.

Классификация дислексии

В современной логопедической науке выделяют несколько видов дислексии, признавая при этом, что «чистые» виды дислексии встречаются крайне редко. Но при составлении коррекционной программы, например, при коррекции дислексии у младших школьников, необходимо учитывать «основной» вид нарушения.

Учитывая неврологическую основу данного нарушения, дислексии можно разделить на две большие группы по основному признаку несформированности речевых или психических функций. К первой группе относятся фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии. Ко второй – мнестическая, оптическая и тактильная (характерна для слабовидящих детей).

Виды дислексии, которые наиболее часто встречаются у школьников.

Вид дислексии Характеристика
Фонематическая Основывается на нарушениях фонематического восприятия, анализа и синтеза. При чтении дети заменяют и смешивают сходные и близкие по акустическим или артикуляторным признакам звуки (звонкие с глухими, шипящие со свистящими). Чтение побуквенное, искаженное — ребенок пропускает буквы и слоги, переставляет и меняет их местами.
Семантическая Ее еще называют или обозначают как «механическое чтение». Для этого вида дислексии характерно то, что ребенок овладел техникой чтения, но при этом в силу специфичности нарушения не может понять прочитанное. Затруднено понимание как отдельного слова, так и фразы целиком. Причиной является несформированность слогового анализа и синтеза, недостаточность словарного запаса, непонимание структуры и взаимосвязи слов в предложении.
Аграмматическая Имеет прямую связь с устной речью. Характерно неправильное использование падежных окончаний, нарушено согласование частей речи в роде, числе и падеже. Аграмматизмы проявляются и в письме, при написании окончаний слов, использовании предлогов, числительных. Это связано с недостаточной сформированностью грамматического строя речи.
Мнестическая Характеризуется нарушением слухо-речевой памяти. Связь между зрительным образом буквы, ее написанием, звучанием и произнесением разорвана. Ребенок не запоминает или плохо помнит буквы, в процессе чтения заменяет их на сходные по образу или звучанию.
Оптическая На нее влияет недоразвитие зрительно-пространственного анализатора, происходит смешение или замена букв, близких или сходных по написанию, при чтении ребенок «сползает» со строчки или читает «зеркально» (то есть, справа налево).

Коррекция дислексии

Данные специфические нарушения чтения, т.е. дислексии, давно и успешно научились преодолевать в ходе коррекционных логопедических занятий. Комплексный подход включает в себя работу над всеми сторонами и особенностями устной и письменной речи, а также коррекцию неречевых процессов.

Но надо помнить, что для успешного лечения дислексии необходима планомерная работа не только логопеда с ребенком, но и всесторонняя помощь со стороны родителей и учителя. Объединив усилия, можно преодолеть любые нарушения чтения, вернув вашему ребенку уверенность в себе и своих силах. И тогда заветная «пятерка» по чтению уже не будет казаться призрачной мечтой.

Регистратура

m1-logo1
CAPTCHA
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите

Обратный звонок

Удобное время звонка
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даете
согласие на обработку своих
персональных данных
Пожалуйста подождите