В детской психологии существует ряд основных методов для анализа психоэмоционального состояния ребенка. Это постоянное систематическое наблюдение, беседы с ребенком, анализ его творчества (рисунки, лепки, поделки и т.п.). Детский психолог должен также очень внимательно изучить обстановку в семье, психологическое состояние родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, обстановку в детском учреждении (детский сад, школа, спортивные секции, различные кружки).
Естественным является тот факт, что подходы к изучению поведения детей различных возрастов сильно отличаются. Это обусловлено, главным образом тем, что дети разного возраста различаются не только своим физическим развитием, но и совершенно разным уровнем сознания и самосознания. Так, например, оценить себя как личность ребенок способен только к 4-6 годам, однако, в ограниченных пределах.
Крайне сложным является период, когда ребенок впервые начинает ходить в школу. В корне меняется его жизнь, режим, появляются новые обязанности. Он вынужден подолгу находиться в большом коллективе, среди чужих ему людей. Вполне вероятно, что родители, отдавая в школу ребенка, которому только что исполнилось 6 лет, должны предварительно протестировать его у детского психолога, поскольку ребенок может быть достаточно развит физически, но не готов идти в школу по уровню своего психологического развития. Он будет отставать от других детей в классе, что постоянно будет травмировать его психику. Причем, это может продолжаться и далее, вплоть до старших классов. Детский психолог педагог — поликлиника «Маркушка».
Очень сложным является подростковый возраст (11-13 лет) – некое пограничное состояние между детством, которого ребенок еще не хочет лишаться, и «взрослостью», к которой он стремится. Отсюда – неуравновешенность в поведении, конфликты с родителями, совершение безответственных поступков, иногда уход в себя либо, напротив, стремление оторваться от дома. Поэтому родители должны использовать новое состояние своего ребенка ему на пользу, прислушиваясь к его интересам, к его планам на будущее.
И, наконец, важно понимать, что, приводя своего ребенка на консультацию к детскому психологу, важно, чтобы он почувствовал себя комфортно, не замкнулся, не проявил агрессии от встречи с незнакомым человек, который пытается проникнуть в его внутренний мир. Хороший детский психолог должен очень тонко почувствовать, как подойти к ребенку того или иного психоэмоционального типа, того или иного возраста. Особенно сложно общаться с подростками, которые уже понимают, что происходит их проверка, что может вызвать негативную реакцию, искажающую реальную картину. Поэтому детский психолог должен, прежде всего, быть высокопрофессиональным специалистом, должен любить и понимать детей.